Несмотря на то что в обществе XIX века преобладали патриархальные устои, быт женщины не ограничивался хозяйственными делами и воспитанием детей. Именно 19 столетие можно считать столетием становления женщины как человека, столетием зарождения основательного феминистического движения.
Потребность “слабого пола” к образованию со второй половины XVIII века росла с каждым годом, и уже к началу XIX столетия стали появляться первые образовательные учреждения для молодых девушек. Они воспитывали будущих достойных жен.
В первой половине XIX века, как подчеркивал Юрий Михайлович Лотман, женское образование можно было условно разделить на три вида в зависимости от места обучения.
Первый - домашнее: молодой дворянке — либо же девушке из другого сословия, если на то имелись деньги, что случалось достаточно редко — нанимали учителей, нянь, гувернеров, которые занимались ее обучением.
Девушки отправляли и в частные пансионы или училища, где их образованием занимались в основном учителя из-за границы. Чаще всего такими учителями были либо француженки, либо немки.
Наряду с частными существовали и училища государственные. В них, однако, было крайне тяжело попасть. Основная масса мест распределялась между девушками, чьи отцы были близки императору или добивались успехов на службе. Самым известным примером такого учебного заведения является Смольный институт благородных девиц, положивший начало женскому образованию в России.
Все эти три вида объединяла одна деталь. Ученицы (за редким исключением в виде девушек, обучающихся дома. Их родители могли выбрать нужный, по их мнению, предмет и обеспечить его углубленное изучение. Если на то, конечно, имелись нужные средства) изучали науку поверхностно. Основной целью обучения была подготовка достойной женщины для выхода в свет.
Так, большее внимание уделялось изучению литературы, воспитанию нравственных качеств, обучению танцам и манерам, а главное — языкам (основным среди которых был французский).
Примером образованной провинциальной девушки первой половины XIX столетия служит Татьяна Ларина из Пушкинского “Евгения Онегина”. Она воспитана в стенах родного дома, скромна, французский язык знает лучше русского. Татьяна читает романы, читает с ранних лет и читает их так страстно, что они заменяют ей все, она живет чувствами героев: “…себе присвоя//Чужой восторг, чужую грусть…” А после отъезда Онегина Татьяна занимается изучением его библиотеки.
Героиня — очень чувственная девушка с хорошими манерами, высокими нравственными началами. Именно поэтому она вышла за генерала и смогла занять свое место в высшем обществе.
Девушки, действительно, получали образование, но можно ли его назвать практичным, полезным? Проблему отсутствия должного практического женского образования поднимает Ф.М. Достоевский в своем романе “Преступление и наказание”. Соня Мармеладова — честная, воспитанная и верующая девушка, но она мещанка.
Соня Мармеладова не может выучиться и заниматься тем делом, которое будет приносить ей достаточно денег для жизни и помощи семье: "…много ли может, по-вашему, бедная, но честная девица честным трудом заработать?.. Пятнадцать копеек в день, сударь, не заработает, если честна и не имеет особых талантов, да и то рук не покладая работавши!…"
И когда героиня попадает в трудную жизненную ситуацию, читатель понимает всю “ценность” описанного выше образования — пусть даже Соня не получила и его, но разве умение танцевать и говорить по-французски помогло бы ей?. Из-за отсутствия возможности себя реализовать Соне Мармеладовой остается только получить желтый билет и зарабатывать на жизнь семьи путем, который так противоречит ее нравственным ценностям.
С другой стороны, когда стал вопрос о продолжении и углублении женского образования (вторая половина XIX века), когда женщин частично стали набирать в университеты, необходимость обучения девушек стала часто критиковаться современниками. Так, в рассказе Антона Павловича Чехова “Розовый чулок” Иван Петрович Сомов в диалоге со своей женой на сетования о том, что мать не отдала ее в гимназию, лишь усмехается. Герой говорит, что никогда не женился бы на ученой. Ведь, по его мнению, женщина призвана “мужа любить, детей родить и салат резать, так на кой чёрт ей знания?”
Таким образом, женщины, обделенные правом на практичное и разностороннее образование, толком не имеющие возможности себя реализовать, стали задумываться о том, как добиться признания в обществе, как получить право на занятие действительно полезными делами.
Уже к концу XIX века женщины начали бороться за право на высшее образование, реализовывать себя, получать профессии, которые раньше были дозволительными лишь для мужчин.