Теперь Кью работает в режиме чтения

Мы сохранили весь контент, но добавить что-то новое уже нельзя
искусствовед, художник, исследователь  · 2 мар 2022

Есть ли в искусстве сила?

Какую музыку сегодня слушать погромче, какие книги читать внимательней, что смотреть? Когда трагедия и мир рушиться, как обстоят дела с прекрасным? Храмы не строят, бронзовые статуи переплавляют, мраморные барельефы пережигают на известь. Картинки? Да- наверное в этом нет никакой силы и смысла, цветочки, бокал вина, красивые виды, ирония, умильные животные. Как то все это отступило и уже неуместно. Это развлечение, забава. Спорт это понятно- элементы подготовки к войне, хотя иногда и симпатичные. А искусство зачем? Сегодня должно быть все серьезно. Беда и сразу очевидно, что настоящее, а что нет. Тяга к творчеству не убиваема. Хотя не все для этого находят свободное время. Дай человеку свободное время досуг он обязательно начнёт размышлять, все творчество от безделья конечно. Зачем думать о звёздах, или о чём-то совсем отдалённом когда есть "дела". Когда надо добывать еду, кормить детей, заботиться о стариках. Размышление это роскошь. Сегодня на такое времени нет. Сегодня конкретика. А когда дела поступки, всегда остается искусство в виде жанра плаката, карикатуры, остается в конце концов пропаганда.
Свидетельства пещер. Видимо графито, "царапки" на стенах, это самый востребованный и неуничтожимый вид искусства. Линия, графика! Этого у людей не отнимешь, хотя можно отнять краски, и пальцы, и руки. Помню, как я спустился в каменный мешок, где возможно сидел сам Мигель де Сервантес. Не ожидал я там увидеть царапки узников, а там было всё испещрено картинками, во много слоёв. Свидетельство. Статьи и сводки надо чем то украшать... Необходимость. Хотя зачем художники и их фантазии, когда есть прекрасная документалистика. Факт убедительней вымысла. Графики, цифры, инфографика.
Сегодня многие музеи и институции отменяют выставки, и это очень правильно, потому что именно в такие моменты уходит все неуместное, коммерческое, злободневное, ненастоящее. Ураган. Все это вернется, сегодня легковесные музы молчат. Но завтра снова будет все будет понарошку. Как бы не время сегодня покупать украшения, надо что то посерьезней, иные ценности. Культура! Но есть вещи и поважнее. Язык уходит -приходит мат. Вместо шаткого- приходит убедительное. Вместо тупого- острое. "Перекуем мечи на орала", то есть надо наоборот.
Нас убеждали, что культура-созидание это ценность, а сегодня есть инозначимое -гуманитарное, то есть сама жизнь. Есть ли гуманитарная культура? Есть ли то самое настоящее искусство, которое на каждый день, то что не в моде, в не повестке, и в горе и в радости. Спасающее. Есть ли и что то в багаже творцов? Что для нас сегодняшних есть кроме свежих граффити, и древних лозунгов. Где искать "вечное", на стенах дворцов, или в мастерских живописцев? Что из гуманитарных ценностей надо спасать, а что просто забыть? Да, неверное вернется яркая расцветка платьев уйдет, тревога -снова наступит праздник. Весна близко. (Чем не лозунг?) Будет время и место чтобы забыться отдохнуть, залечить раны, захочется чего то легкого, беззаботного, нетребовательного к зрителю. Сегодня, время, синяков, ран, крови. Уже не нужны комиксы, пришло время живописи. Неиллюстраторы, а живописцы. Иное присутствие при событиях. Не для пропаганды, а для истории. Власть мифа, факта, таланта. О ценности жизнь очень легко говорить через ее хрупкость. Ушли авторы, которые развлекали и сами развлекались. Драма имеет обыкновение обобщаться, становится символом, памятником.
Искусство должно быть про красоту, про беззаботу, оно чистое, доброе и прекрасное. Или все наоборот, все это тревожное, обязывающее, неотвратимое. Какие сегодня должны быть выставки? Батальные картины, портреты героев, и полководцев, ростовые, поплечные, исторические отсылки, иконы? Ведь окопное творчество это не искусство, это досуг, это выходит само собой, наивная тяга к прекрасному.
Просвещение. Сегодня видно как уходит "графоманская" составляющая темы, творчество как провождение времени, отдых, развлечение, забвение, кейф. Есть сегодня повод в подобном разочароваться. Нет вдохновения, безделье? Сегодня работающий мастер, это беллетрист, рецензент, создатель, философ. До авторства ли?
Нас убеждали, что время перемен это время возможностей. Во времена воин, культура почти бесплатна, можно хорошо входить в рынок, покупать дешево, захватывать готовые коллекции. Сегодня время не профессионалов, но оценщиков, надо -не надо. Что в сейф, что на обогрев в костер.
Пожарища, «Герника». В старом голландском искусстве был особый жанр, он был очень популярный- потому что рисовать подобное не сложно, и дешево. Третьестепенные художники промышляли. Чёрный фон, всполохи, мрачно. Какие-то метущиеся люди, нарисованные парой бликов фигурки, что-то горит, кто-то тушит. Недорогие картины, минимум красок, черный и немного красного. Немного халтурный прием, Иероним Босх такое любил, заливка сплошняком. Но Босх это алтари, а тут небогатые прихожие. Регион тот же. Люди такое охотно покупали. пожары, горящие города. Это неплохо смотрелась на стенах людей чьи дома тоже были когда-то сожжены. Темная тема. Сегодня на аукционах это недорого стоит, сюжет какой-то не популярный, не все понимают куда такое вешать. Огонь. Понятно - когда камин. А тут крестьяне тушат амбар. Это непонятно. Зачем такое иметь перед глазами небогатому селянину, в милом домике. Кстати ещё любимый голландский сюжет на стенку, это гибнущий в море корабль. Накрененный парусник, дотошно- мило нарисованный, кто знает что это за символ? "Мельница и крест" (2011) фильм по теме. Смотрел по выходе, не помню уже деталей, думаю кино подходящее.