Теперь Кью работает в режиме чтения

Мы сохранили весь контент, но добавить что-то новое уже нельзя
По образованию инженер. начальник отдела в одном...  · 28 апр 2023

О многогранности понятия "Культура"

Уважаемые участники сообщества Surrealism!
Согласно аннотации, в круг интересов сообщества входят, в первую очередь, искусство и культура.
Некоторое время назад я подготовил статью о культуре для другого сообщества, но публиковать её там не стал из-за возникших перед этим недопониманий по другим вопросам. Думаю, что моих публикаций там больше не будет.
С удовольствием публикую эту статью, которая рассказывает о том, что же такое культура, в сообществе Surrealism, в которое меня пригласила глубоко уважаемая мной anna atom:
Что такое культура? Ответ на этот вопрос на первый взгляд кажется совершенно простым. Чаще всего говорят, что это — правила поведения в обществе. Действительно, наличие правил поведения и их  выполнение отличает человеческое общество от животного мира, а человека — от братьев наших меньших. Нет культуры без норм и правил поведения. Человеку о многом приходится заботиться: о внешнем виде и манерах, о выражении лица и жестах, об интонациях и содержании речи. По его поведению в обществе можно судить о том, в какой мере он овладел культурой и даже о степени его свободы. И всё-таки культура не сводится к одним правилам поведения. Если вдуматься в их значение, станет ясно, что они — не цель культуры, а лишь одна из форм её проявления. Ещё в XVIII веке философ И. Кант считал, что самым страшным человеком является тот, кто, соблюдая внешние правила приличия, в глубине души остаётся злодеем.
Наряду с правилами поведения обыденное сознание относит к культуре образование, образованность, систему знаний. И это тоже верно, потому что ни одна культура невозможна без знаний о мире, способов их передачи и уровня овладения ими. Однако и эта сфера представляет собою лишь отдельную часть культуры, без которой всё её здание окажется недостроенным. Есть и ещё одно обстоятельство: если знание и формы его существования в обществе не связаны с другими элементами культуры, например, моралью, оно может оказаться опасным для общества. И в таком качестве знание начинает играть роль антикультуры, выступая, скорее, как цивилизация.
Отвечая на вопрос о том, что же такое культура, перечисляют множество явлений человеческой жизни: мышление и речь, умения, навыки и мастерство, творческую деятельность, технику, предметы быта и т. д. Иногда все перечисленное систематизируют по какому-либо признаку. Например, выделяют материальную сторону жизни и связывают культуру только с состоянием и развитием производства. Или, наоборот, культурой называют только духовную сферу общества, его религию, искусство, мораль и т.д. Но никакое простое перечисление того, что существует в обществе и представляет собой особенности человеческого образа жизни, не даёт нам определения культуры или объяснения её сущности. Каждый раз мы будем чувствовать, что затрагиваем лишь малую частицу целого мира, а нечто глубинное от нас ускользает.
Исторический путь, пройденный человечеством, не представляет собой победного движения от одного достижения к другому. Скорее наоборот — каждый отдельный этап был связан с целым комплексом противоречий. В нём соединялись прогресс и регресс, победы и потери, стремление к новому и тяготение к привычным формам жизни, желание перемен и идеализация прошлого. Решая эти противоречия, каждая эпоха выдвигала на первый план те или иные проблемы, и каждая из них прямо или косвенно смыкалась с основными целями и задачами своего времени и своего общества. Чем ближе к современности, тем больше появляется проблем, которые именуются глобальными: это проблемы экологии, войны и мира, сохранения человечества и, наконец, проблема личности. В поисках путей и способов их разрешения всё полнее раскрывается перед человечеством великая роль культуры. Именно она может адаптировать человека к существованию в стремительно меняющемся мире, помочь в поиске смысла и цели жизни, сохранить человеческое в человеке.
Каждый из нас может приобщиться ко всему человечеству в периоды его взлетов и падений, благоденствия и страданий только через культуру. Приобщаясь к культуре мира, мы ищем пути из прошлого через настоящее в будущее. А. Швейцер, рассматривая роль культуры в судьбе человечества, сказал, что XXI век будет веком культуры либо его не будет вообще. Тревожные признаки его правоты все мы сегодня наблюдаем. Но очень хотелось бы верить, что голос разума остановит человечество у края обрыва.
Не раз в истории мира та или иная эпоха, запутавшись в собственных противоречиях, искала выхода из них. Так, европейская культура XVIII века предполагала, что путь общества к своему совершенствованию и счастью заключается в естественном (и потому гармоничном) воспитании (Руссо), в моральном категорическом императиве (Кант), в красоте, которая должна спасти мир (Шиллер). Современность тоже ищет способ сохранения человечности среди машинизированного и компьютеризированного общества. В наше время лучшие умы уповают на то, что компенсировать несовершенство мира может культура, сохранившая и сохраняющая не только технические завоевания человечества, научные поиски, не только моральные, художественные ценности, но и самый способ их созидания. Культура по сути своей оптимистична: она содержит в себе как всё богатство результатов человеческой деятельности — от самых великих до самых ничтожных, так и принципы сравнения этих результатов, методы их анализа, формы и способы понимания.
Войдя в мир культуры, мы сталкиваемся с огромным количеством фактов, с разнообразием конкретных культур, существовавших и существующих во времени и пространстве во всей своей неповторимости — особенностями возникновения, расцвета и зачастую угасания, поэтому кажется невозможным выделить в них какие-либо общие моменты. Но, тем не менее, следует признать, что есть нечто, лежащее в самом основании любой культуры, позволяющее ей существовать, воплощаться в различные объекты человеческой деятельности и в самого человека — создателя и носителя этого нечто.
По мысли профессора В. А. Конева, “…бытие человека сливается с бытием культуры: человек в его конкретной жизни включён и растворён в мире культуры — в доме своего непосредственного бытия (и становления его индивидуальности)…”. То общее, что характерно для любой культуры, на каком бы отрезке времени или в каком бы пространстве она ни существовала, заключается в том, что культура всегда связана с человеком, “культура имманентно несёт в себе человека, ибо её бытие порождается человеком, её бытие нуждается в живой деятельности человека, которая придаёт ему смысл и значение”.
Таким образом, культура выступает в двух ипостасях. С одной стороны, она существует в человеке и через него растворена в действующих и созерцающих, активных и пассивных, созидающих и разрушающих личностях. В этом своем качестве она воспринимается, осуществляется, продляется или прекращается стихийно, носит субъективный характер, она слита со множеством её носителей и в каждом из них может проявляться как неповторимое, уникальное, индивидуальное начало. С другой стороны, культура общества может противостоять отдельному человеку как система норм, ценностей, научных теорий, произведений искусства, вещей, а также запретов, табу, рамок поведения и деятельности. В мире, в который однажды входит каждый из нас, уже существует определенный уровень культуры, выступающий по отношению к каждому поколению и к каждому человеку как данность. Сам человек существует в мире и как объект, и как субъект культуры, как создатель культуры и как её носитель, он может быть и тождествен культуре и противопоставлен ей. Только в культуре и только через культуру человек становится и продолжает быть человеком. Именно это делает необходимым изучение, понимание культуры как глобального феномена человеческого образа жизни.
Попытки теоретически осмыслить столь сложный феномен, каким является культура, имеет недолгую историю. Лишь в XVII веке понятие cultura стало употребляться в близком к современному значении, а в XVIII веке И. Гердер начал исследовать своеобразие культуры разных эпох и народов. Для науки это слишком малый период. Исследования культуры пока разноречивы, разобщены, каждый исследователь вырабатывает свой подход к этому многообразному понятию. Поэтому в последнее время наметилась тенденция к тому, чтобы не торопиться говорить о культурологии как о науке, предлагая более уклончивые термины, такие, как “учение о культуре” или “логика культуры”. Ещё только вырабатывается  аппарат, позволяющий анализировать структуру культуры, обнаруживать и формулировать её закономерности. Ещё только формируется определение культуры, более 500 дефиниций (лат. definitio “определение”), появившихся к настоящему времени, не могут претендовать на полноту и завершенность. Всё это говорит о том, что мы имеем дело с новым направлением научного знания, в котором все его положения находятся в процессе становления.
Культура как объект исследования многоаспектна, но обычно в её изучении выделяют направления, в центре которых стоят следующие проблемы:
— культура как особая форма жизнедеятельности человека и человечества, причины и основные факторы её возникновения, становления и развития;
— исторически сложившиеся формы культур, их специфика, тенденции развития, внутренние процессы;
— сравнительный анализ различных культур во времени и пространстве — компаративистика (лат. comparative “сравнительный”);
— место и роль личности как объекта и субъекта культуры.
Любое из этих направлений так или иначе связано с другими, и только вместе они могут расширить наши представления о культуре.
И в заключение - избранные высказывания о культуре замечательных людей.
Мир культуры это огромная часть внутреннего мира самого человека.
В. М. Межуев
Напрасны поиски человека до культуры, появление его на арене истории само по себе надлежит рассматривать как феномен культуры. Она глубочайшим образом сопряжена с сущностью человека, является частью определения человека как такового.
А. де Бенуа
Цивилизация не заслуживает своего названия, если она одновременно не является культурой.
Ж. Маритен
…Природа есть совокупность всего того, что возникло само собой, родилось и предоставлено собственному росту. Противоположностью природе в этом смысле является культура, как то, что непосредственно создано человеком, действующим сообразно выбранным им целям.
Г. Риккерт
Два мира есть у человека:
 Один
который нас творил,
 Другой
который мы от века
Творим по мере наших сил.
Н. Заболоцкий
Ценность культуры определяется её влиянием на характер человека: что толку от культуры, если она не облагораживает и не укрепляет его? Культура должна служить жизни.
С. Моэм
У жизни нет иного смысла, кроме того, который человек придаёт ей сам, раскрывая свои способности.
Э. Фромм
…Наследовать достоин только тот,
Кто может к жизни приложить наследство,
Но жалок тот, кто копит мертвый хлам…
И. В. Гёте
Счастлив тот, кто умеет укреплять себя Локком, просвещать Кларком и Ньютоном, находить духовный подъем в чтении Цицерона и Боссюэта, украшать себя прелестью стихов Вергилия и Тассо.
Вольтер
Нeт дня и нет ни одной минуты, чтобы во мне не жила, не звучала та песня, которую над колыбелью мне пела мать. Эта песня колыбель всех моих песен. Она та подушка, к которой я приложу свою усталую голову, она тот конь, который везёт меня по белому свету. Она тот родник, к которому я припадаю во время жажды. Она тот очаг, который согревает меня, и вот тепло его я несу по жизни.
Р. Гамзатов
Цивилизация есть неизбежная судьба всякой культуры… Цивилизация есть совокупность крайне внешних и крайне искусственных состояний, к которым способны люди, достигшие последних стадий развития. Цивилизация есть завершение.
О. Шпенглер
Сейчас мы пробуждаемся к восприятию истины, что мы сознательно поставили себя в новую ситуацию, в которой человечество должно выбрать между двумя крайними альтернативами: совершения геноцида и постижения того, как жить дальше в одной семье.
А. Тойнби
Ум, интеллект формируется только в ходе индивидуального усвоения умственной культуры, созданной трудом всех предшествующих поколений людей. Ум есть не что иное, как эта исторически развившаяся умственная культура, превратившаяся в ходе образования в личное достояние, в личную собственность индивида.
Э. Ильенков
Прекрасная статья, Эдуард, целое исследование!
Пишите ещё в сообщество Surrealism♥
@annа atom, статья и написана была за целых три недели. Очень рад, что Вам понравилось!
Спасибо вам. В быту и не задумываешься о многогранности и силе понятия. Спасибо вам за подробное исследование вопроса
@Дмитрий Подковыров, о том, что собой представляет очень непростое понятие "Культура", я думал (и продолжаю думать сегодня) уже не один год. Часть этих размышлений вошла в моё сказочное повествование "Эра Справедливости". написанное несколько лет назад и опубликованное в прошлом году в сообществе Самиздат. Правда, этот фрагмент повествования не был опубликован. Частично он вошёл в данную статью.
Приятно сознавать, что актив сообщества Surrealism составляют интеллектуально развитые участники сообщества, способные, в отличие от некоторых других деятелей из Кью, относиться к публикациям авторов без всякого чванства, с пониманием к их размышлениям на очень непростую тему.
С уважением! 
"Шура, вы же знаете, как я уважаю Бендера?!" "Культура" так и остается для меня неведомым и шелковистым путем сквозь пальцы как китайское Дао, какая-то общая народная карма, результат многочисленных и монотонных соприкосновений - контактов человека с природой.