Вот такой вопрос буквально «мучает» меня уже более 20 лет. Да, в 2000-ом году участвовала в развитии проекта Сороса по развитию образования. Да, конечно, политические цели Сороса не столь уж перспективны для развития России оказались, хотя сначала это выглядело вполне благопристойно. Но, по моему мнению, единственным положительным моментом из всего этого можно выделить одну вещь – а за что вам дать денег? (мотив на развитие проектной образовательной деятельности, на представление желаемых результатов образовательной деятельности, а не просто «повысьте нам зарплату» без фактического обоснования).
Тут можно сделать отступление:
Да, дворник убирает территорию, и продолжает ее убирать, как может. Не улучшает, не убыстряет свою деятельность, и не обосновывает возможности этого за счет появления оборудования и т.д. За что ему повышать заработную плату? Не считая процентного бюджетного повышения, зависящего от экономической государственной ситуации (инфляция и т.д.)? Просто, потому что ему хочется больше денег? Но ведь его работа продолжает производиться с тем же качеством, скоростью и т.д…. Здесь, да, необходимость формирования цели, не деньги!!!, а именно улучшение результата самого процесса. То есть, необходимость деятельности по разработке проектов, их реализации и оценке достигнутых результатов, соответственно вариативности траектории проектов и их необходимых элементов.
В те времена развивались образовательные проекты, реализуемые школами и детскими садами. Образовательные учреждения, на основе советского «образование бесплатно!», являются некоммерческими, но бюджетными, организациями, которые, по сути, финансируются за счет бюджета. Хотя сейчас и за счет реализации проектной деятельности. Да, особенностью некоммерческих организаций является отсутствие прибыли, то есть полученные денежные средства сверх определенного, необходимого, расписанного дохода, учреждение не распределяет между его учредителями, хотя может между участниками проектов, либо направить на имущественное развитие учреждения.
Сейчас вариативность некоммерческих организаций, согласно развитии третьего сектора экономики России, значительно расширилась. Сейчас это могут быть, как образовательные, клубные, и других видов направленности организации, как бы решающие социальные проблемы.
Социальных проблем множество, часто они субъективны, но иногда и масштабны. Примером могут являться:
- медицинское обеспечение детей, престарелых, отдельные слои населения;
- проблема занятия и развития детей, подростков, да, по сути, и всего населения. Здесь задача формирования культуры, традиций, психологии населения.
- проблема безопасности, как от друг друга, так и от производственной деятельности, природы, в том числе бездомных животных.
Перечислять можно множество. Этому я, например, посвящаю серию квиз-игр.
Здесь каждое направление, по моему мнению, должно быть масштабно – объективно оценено, то есть последствия каждого действия по направлению, действия каждого участника, а также общей совокупности населения.
Приведу пример (опишу свою аналитику по одному из направлений):
Примером является деятельность приютов для бездомных животных и мест передержки.
Цель деятельности приюта для бездомных животных - содействие уменьшению численности бездомных животных и повышения уровня ответственного и гуманного отношения к домашним животным в городе.
Соответственно, задачи приюта:
- отлов и социализирование бездомных животных;
- пристрой бездомных животных – обеспечение жизни.
По сути, несмотря на то что это масштабная и вариативная деятельность, но на этом деятельность современных приютов заканчивается.
Если посмотреть с управленческой точки зрения, то, что должно быть в приюте?
1. Место содержания животных.
2. Персонал для выполнения задач отлова, лечения, кормления, обучения, социализации животных.
3. Необходимая сырьевая база (корм, медикаменты).
Соответственно этому требуются денежные средства на содержание приюта, и учредитель, инициатор, если не миллиардер, не сможет полноценно обеспечивать всем необходимым приют. А варианты, как для некоммерческой организации, обеспечения необходимого потока денежных средств производится через:
- пожертвования или спонсорскую помощь – согласна, этим реализуется так же задача формирования культуры и традиций общества, развитие системы оказания помощи/взаимопомощи;
- грантовую, субсидиарную поддержку – но тут требуются те самые навыки проектной деятельности;
- реализация мероприятий, коммерческой деятельности – тем самым привлечение как денежных средств, так и внимания общественности к возможностям и деятельности данного приюта (некоммерческой организации).
Но последнее часто ли и в каком виде реализуется?
Честно сказать, несмотря на высокий уровень просоциальной направленности, постоянный сбор пожертвований, жалоб и т.д. несколько поддостал…
По моему мнению, приюты совсем не реализуют третий вариант обеспечения финансового потока. А также, при этом, вызывают сомнения – целесообразность сборов (если множество собак умирает после дорогостоящей операции. Пример, когда собаке уже более 10 лет и операция на внутренних органах), а, соответственно, вероятность обеспечения финансового потока ветврачам, определенным коммерческим ветеринарным клиникам. Так же примером являются сборы на аренду помещений для мест передежки, на корм и т.д – разве при создании приюта не стоило озаботиться о данном постоянном источнике? Ведь пожертвования не постоянны!
И тут возникают вопросы:
1. Что делают приюты и места передержки для обеспечения источника необходимого финансирования деятельности?
2. Почему в приютах и местах передержки животные живут годами? Нужны ли они кому-то? Зачем они нужны?
3. Как достичь цели, результата деятельности приютов - содействие уменьшению численности бездомных животных и повышения уровня ответственного и гуманного отношения к домашним животным в городе?
Одно из моих предложений – это организация работы с животными в приютах и местах передержки, а именно развитие системы социализации и обучение животных.
Пример – по мнению многих экспертов-кинологов простая дворняга – один из лучших вариантов пород для обучения навыкам спасателя (на воде, в горах), проводника для слепых и не только, «нянечки для детей», а также для канесте-терапии, времяпровождения и многого другого. В приютах таких собак много, не говоря уже о породистых! Но не хватает именно, по моему мнению, специалистов способных отобрать и подготовить животных для осуществления деятельности. А для этого необходимо всего лишь – собрать команду, обучить команду, сделать так, чтобы они эффективно поработали с животными, разработать и реализовать систему мероприятий, позволяющую, как организовать финансирование деятельности приюта (пример: катание в упряжках, мероприятия на воде и т.д.), что позволит привлечь денежные средства на корм, аренду помещений и т.д. И при
Этом, привлечь внимание к деятельности некоммерческой организации, возможностям животных (отвечаем на вопрос – зачем брать животное?), да и просто расширит варианты времяпровождения детей (участие в мероприятиях), и всего близ живущего населения. А также, естественно, собаки – поводыри, например, способны помочь инвалидам и престарелым в их жизнедеятельности, чему масса примеров в интернет.