Стоит признать – Банк России последователен в своих действиях и профессионален при их закреплении в Законе. Лето 2021 года сформировало существенный правовой блок в виде изменений в законы, регулирующие финансовые рынки, взаимоотношения лиц, участвующих на торгах или предоставляющих финансовые продукты инвесторам. Серьезно изменены «правила игры на финансовых рынках», разделившие инвесторов на квалифицированных и неквалифицированных, заново переписаны инвестиционные товарищества, установлены обязанности и ответственность профессиональных участников рынка, допущены к торгам ценные бумаги иностранных государств, а также ограничены возможности компаний, чьи ценные бумаги и выплаты по ним связаны с цифровыми активами (криптовалютой). Приведем перечень Законов, озаглавленных «О внесении изменений…»: от 11.06.2021 №192-ФЗ, от 31.07.2020 №306-ФЗ (ред. от 11.06.2021), от 02.07.2021 №353-ФЗ, от 02.07.2021 №325-ФЗ, и отдельно выделим Информационное письмо Банка России от 19.07.2021 N ИН-06-59/52 «Об отдельных видах финансовых инструментов».
Для простоты восприятия всего массива изменений мы разбили их на три части, первую из которых публикуем сегодня.
Цитируем: «розничные инвестиции становятся реально массовым явлением. За два года количество людей, которые открыли счета у брокеров, выросло больше чем в 4 раза «…» но нас беспокоит, понимают ли люди, что фондовый рынок несет свои риски, и прозрачно ли действуют финансовые институты, продавая им продукты.
Мы видим, как финансовые организации стараются использовать тот срок, который был дан им на адаптацию, чтобы, извините за выражение, «впаривать» людям продукты, которые не подходят для неквалифицированных инвесторов. Когда у людей, например, заканчивается срок депозита, им предлагают в том же банке не продлить депозит, а купить альтернативу, забрасывая неподготовленного человека пустыми словами вроде «защиты капитала», «гарантированной доходности», разные структурные облигации, структурные инструменты.
К сожалению, злоупотребление доверием потребителей стало распространенной практикой. Предлагаются такие структурные продукты, которые имеют сложную природу, отсутствие гарантированной доходности, и возврат средств по таким вложениям, в отличие от вкладов в банках, не гарантируется государством».
Часть 1.О защите инвесторов, не обладающих статусом квалифицированного инвестора.
1.1. Если коротко, то отличие квалифицированного инвестора (ст.51.2 ФЗ «О рынке ценных бумаг») от обычного инвестора заключается в том, что квалифицированный инвестор обладает достаточным количеством денежных средств на своих счетах, и/или на момент введения разграничений активно заключал сделки на торгах в сопоставимых объемах, и/или обладает образованием, подтвержденным специальными сертификатами, и/или прошел тестирование в порядке ст.51.2-1 того же закона.
Самое важное в этом разграничении: 1) неквалифицированный инвестор не может самостоятельно торговать сложными финансовыми инструментами и 2) квалифицированный инвестор в большинстве случаев не будет защищаться государством, Судом или Банком России при наступлении для него негативных последствий от участия на финансовом рынке. Риски относятся на то лицо, которое признается квалифицированным инвестором, и поэтому такой статус может быть изменен по желанию самого инвестора (см. пп.«ж» п.18 ст.1 №306-ФЗ) или принудительно.
1.2. Законом №192-ФЗ закреплено, что участники финансового рынка, а именно: кредитная организация, страховщик, управляющий, инвестиционный советник, брокер, фонд, кредитный кооператив, микрофинансовая организация – обязаны письменно или в электронной форме предоставить лицу, имеющему намерение заключить договоры, направленные на привлечение денежных средств, передачу личных сбережений, обеспечения исполнения его обязательств по договору потребительского кредита, по возмездному отчуждению ценных бумаг и при заключении договоров, являющихся производными финансовыми инструментами - достоверную информацию о таком договоре, в том числе о его условиях и рисках, связанных с его исполнением. Сказанное выше относится к намерению заключить с физическим лицом пенсионный договор, договор о брокерском обслуживании, доверительном управлении, об инвестиционном консультировании или страховании с участием страховщика.
Банк России вправе вмешаться, если указанные требования не соблюдаются. На основании ФЗ «О Банке России» (новые ст.74.1. и 76.8-1) возможен запрет на заключение кредитной/некредитной организацией таких сделок и возложение обязанности по направлению безотзывной оферты о приобретении за свой счет всего переданного по сделке, в отношении которых физическим лицам предоставлялась неполная и (или) недостоверная информация при их заключении, либо о прекращении таких сделок и возврату сторонами всего полученного по ним.
Важно, что такая защита предусмотрена только для неквалифицированных инвесторов.
1.3. Банк России «рекомендовал» (фактически запретил) российским биржам не допускать к торгам ценные бумаги российских и иностранных эмитентов, выплаты по которым зависят от курсов криптовалют, цен на иностранные цифровые финансовые активы, изменения индексов криптовалют и криптоактивов, а также стоимости криптодеривативов и ценных бумаг криптовалютных фондов.
Рекомендовано не включать эти активы в состав паевых инвестиционных фондов, а брокерам и доверительным управляющим воздерживаться от предложения псевдопроизводных финансовых инструментов с такими базисными активами неквалифицированным инвесторам.
Как разъяснил Банк Росии криптовалюты и цифровые активы характеризуются высокой волатильностью, непрозрачностью ценообразования, низкой ликвидностью, технологическими, регуляторными и иными специфическими рисками. Покупка привязанных к ним финансовых инструментов влечет повышенные риски убытков для людей, не обладающих достаточным опытом и знаниями, а «рекомендации» направлены на то, чтобы не допустить предложения таких инструментов массовому инвестору.
Об этом подробно указано в ИП Банка России от 19.07.2021 N ИН-06-59/52.
Продолжение последует.