Как работает честная фирма. Присвоение — это не честно, не правда ли? В силу того, что один из людей хозяин средств производства, он может недоплачивать работникам. Работники будут получать некую усреднённую по отрасли зарплату, при этом точного учёта сделанного не будет вестись. Тут возникает вопрос, всё ли сделанное работником войдёт в итоговый продукт. Продукт хозяин продаёт покупателям тоже по некой усреднённой по отрасли стоимости — цене. Цифра эта не учитывает реальные трудозатраты.
Я думаю, что именно эта цифра и должна стать основой расчёта конкретной, но честной зарплаты работников. Продукт покупателю продан так или иначе по какой-то цене. Цифра этой цены — это начало подсчёта. Например, покупателю общий продукт продан за 100 000 рублей.
Тут надо продумать ещё один момент. Вот, какой: мог бы продаться за 200 000, но продан был за 100 000. А мог бы быть продан и за 50 000. Ведь как всё это происходит?
Начинается всё с того, что покупатель выходит на рынок за своим продуктом. И обращается к продавцу продукта с вопросом "Сколько это стоит?". Мол, сколько стоит стоит у вас то, что мне надо. В этом месте, в этот момент Продавец может назвать как цифру 50 000, так и цифру 200 000. Или цифру 100 000, как в моём примере.
Разумеется, когда Покупатель обращается к Продавцу за цифрой цены, Продавец должен просчитать трудозатраты и расходы на производство товара, а потом прибавить сумму прибыли. Вот эта самая сумма прибыли — это честно?
Как тут разрулить честно? Одно из двух: или данный продукт ходит вовсю на рынке и неплохо известна его цена, или данного продукта на рынке нет, а аналоги светят и цифрами 30 000, и цифрами 300 000, а то и 3 000 0000. Полная непонятка, сколько это стоит.
И всё же Покупатель знает — ощущает, сколько он мог бы заплатить за данный продукт: знает-ощущает, что цена в 300 000 вполне приемлема, а всё, что ниже, это пойдёт ему в приятную или экономию, или прибыток — если этот Покупатель не конечный Клиент, а Посредник, как оно всегда почти и бывает. Не всегда, но чаще, когда цифры большие.
Итак, Заказчик знает, что может заплатить за Продукт 300 000, но запрашивает цену у Продавца.
И вот ситуация: Продавец ощущает, что это может стоить и 120 000, и 400 000. И знает, что как он сейчас скажет, от этого его слова всё и начнёт отстраиваться.
Такова работа менеджера проекта — с него первое слово о цене. Я буду разбирать только этот случай. Когда у продукта нет на рынке чёткой цены, как в магазине. Когда нет образа продукта, когда продукт ещё только предстоит создать для конкретного случая его потребления.
Ясно сейчас, что есть некие две цены у продукта: та, за которую его сделают исполнители, и та, которую назовет менеджер проекта. Разница между этими двумя цифрами может быть и отрицателей — всё зависеть будет от мастерства продаж у менеджера проекта.
Менеджер проекта — необходимая позиция функционала проекта. Менеджер проекта должен уметь указанную цифру делать как можно более положительной.
Но вот вопрос: честно ли накидывать прибыль на сумму прямых затрат? И что такое эта самая прибыль? Это вопрос мне на следующий текст.