Теперь Кью работает в режиме чтения

Мы сохранили весь контент, но добавить что-то новое уже нельзя
Квалифицированный кинолог-практик, преподаватель...  · 10 дек 2021

Развитие щенка и формирование его поведения. часть 3.

Третий период развития щенка: с 6 до 12 недель - период экзальтированный. Это наиболее важный период по возможностям воспитания и начальной дрессировки щенков. Щенки живут уже без матери, весь уход за ними и заботу о воспитании берут на себя их владельцы.
В этом возрасте по своему поведению щенки очень похожи друг на друга. Они ласковы, любознательны, контактны. В их поведении преобладает исследовательская активность. Например, при встрече с незнакомыми людьми они подбегают к ним, нюхают, ласкаются, прыгают, иногда беззлобно лают.
В этот период у них легко вырабатываются положительные навыки, связанные с какой-либо активной деятельностью. Поэтому начиная с 1,5-2-месячного возраста, после приучения щенка к кличке, следует переходить к приучению выполнять команды "Место", "Ко мне", "Гуляй". В то же время в третьем периоде жизни у щенков еще трудно вырабатывать тормозные реакции, поэтому такие команды, как "Сидеть", "Лежать", "Фу" можно начинать вырабатывать лишь с конца третьего и начала четвертого периода жизни щенков, когда они уже способны проявлять тормозные реакции.
Несоблюдение этого правила сведет на нет ваши усилия, а при сильной перегрузке у щенка может наступить отказ от работы и даже невроз.
В третьем периоде необходимы регулярные, постепенно увеличиваемые по времени и сложности окружающей обстановки прогулки, как для физического развития, так и для накопления жизненного опыта щенка.
Четвертый период: с 3-4 до 6-7 месяцев - период формирования типологических особенностей нервной системы.
Начиная с 4 месяцев их поведение становится различным друг от друга. Выявляются животные, проявляющие на посторонних людей и собак пассивно-оборонительную реакцию. При встрече с незнакомыми людьми они к ним не подбегают, не затевают игры, а лишь наблюдают за ними со стороны, а при первом проявлении посторонними даже не резко выраженных угрожающих действий часть щенков убегает. В этот период снижается интенсивность исследовательской деятельности и проявляется пассивно-оборонительное поведение.
Заметно меняется и характер проявления пассивно-оборонительной реакции. У молодых щенков она возникает лишь на простые раздражители, например, на внезапный свет, звук и др., воспринимающиеся соответствующими органами чувств. При правильном воспитании (отвлечении щенка игрой, лакомством, его успокоение) указанная реакция быстро проходит и заменяется ориентировочным рефлексом (ОР).
У щенков же, достигших 3-4 месяцев и старше, пассивно-оборонительная реакция проявляется не только на простые, изолированные раздражители, но и на более сложные, комплексные, такие, например, как новые предметы, люди, животные.
В этом возрасте щенки уже способны проявлять аналитическо-синтетическую деятельность (т.е. формирование в коре головного мозга временных связей, обусловленное выделением раздражителя, на который образуется рефлекс).
Самый распространенный пример это одиноко стоящий пенек, увидев его щенок настораживается, начинает рычать, боится к нему подходить, задача владельца, аккуратно сокращать дистанцию между пеньком и щенком, подвести к нему щенка, потрогать пенек, показать, что он не страшный, дать понюхать его щенку, и повторять это пока щенок не станет адекватно на него реагировать.
Следует, однако, учитывать, что угасание пассивно-оборонительной реакции на комплексные раздражители происходит более медленно, чем на простые раздражители, и требует от владельца щенка бережного, ласкового обращения и неоднократного повторения обстановки, в которой она проявляется.
Изменение поведения щенков с 3-4-месячного возраста, а именно проявление пассивно-оборонительной реакции, требует от владельцев повышенного внимания, спокойного обращения, своевременного принятия мер по успокоению животных.
Следует иметь в виду, что срок появления у щенков пассивно-оборонительной реакции указан нами лишь для подавляющего большинства щенков, но он может наступить и раньше (с 2-2,5-месячного возраста) и позже (после 4-месячного возраста), что зависит от индивидуальных особенностей щенков и их породы.
В эти периоды развития параллельно происходит и социализация.
Второй период социализации.
Суть периода в формировании индивидуальности в том, что щенок начинает выделять себя из мира прочих существ, приобретает собственное «Я».
Резко возрастают активность и самостоятельность. Усиливается исследовательская активность: щенок энергично изучает не только предметы и явления окружающего мира, но и возможности собственного тела, в буквальном смысле пытается познать себя.
Игровое поведение является чуть ли не преобладающей активностью, приобретая более сложные и разнообразные формы. Игры становятся соревновательными, переходят в борьбу.
Щенок, выращиваемый в доме, именно в этот период причиняет владельцам максимум забот.
Его исследовательская активность, направленная на вещи и предметы обстановки, может привести квартиру в состояние руин.
Щенок постоянно куда-то лезет, хватает в зубы что попало, бегает, прыгает, при этом на прогулках с ним просто нет сладу.
Стоит хозяину чуть отвлечься, чтобы щенок, снедаемый жаждой знаний и новых знакомств, увязался за прохожим, влез в кучу мусора или бесстрашно отправился к собаке, чьи размеры потрясают даже хозяйское воображение. Складывается впечатление, что на улице собака просто забывает, что у нее есть хозяин, либо злонамеренно испытывает его терпение самыми разными проделками.
Многие хозяева именно в этот период наносят непоправимый ущерб психике щенка, наказывая его чуть ли не ежеминутно и особенно за подходы к чужим людям.
Нужно понимать, что щенок не слушается не потому, что он не подчиняется командам и бросает вызов доминанту в лице хозяина. Дело в ином – его нервная система все еще несовершенна, процессы возбуждения и торможения плохо сбалансированы, а умение распространять внимание разом на несколько объектов просто отсутствует.
Исследовательское поведение приводит щенка к стремлению изучать любой новый для него предмет или явление. Именно на этом явлении и сосредоточивается все внимание щенка, он действительно не слышит окриков хозяина.
Более того, чем чаще и громче кричит на щенка хозяин, тем выше вероятность, что, привыкнув к такой манере общения, собака просто не будет реагировать на спокойный тихий голос.
Щенок не в состоянии одновременно держать в поле зрения хозяина и, допустим, стайку других щенков, чья игра столь привлекательна для него. Это уж дело хозяина контролировать поведение растущей собаки так, чтобы она не попала в опасную ситуацию и не потерялась.
Наказания здесь бессмысленны, поскольку в естественном окружении – в стае – щенка одергивают, лишь когда он ведет себя чрезмерно шумно, привлекает к себе излишнее внимание старших, создает непосредственную угрозу.
Никто из старших собак не станет наказывать щенка за то, что он грызет старую кость, ветку или играет с найденным лоскутом.
Щенок не может представлять себе ценность вещей и не испытывает отвращения к тем вещам, которые с точки зрения человека не приемлемы: для него интересны и привлекательны как парадные туфли хозяйки так и подобранная на свалке старая мочалка – и то и другое он грызет, чтобы познать качества и ценность данных вещей для него самого.
Наиболее больной вопрос – симпатия юной собаки ко всем встречным, ведь она действительно бросается к ним с самыми искренними выражениями дружественных чувств, часто ведет себя просто подобострастно. Для него еще не существует понятие «чужие».
Взрослые собаки действительно никогда не обидят щенка в этом возрасте (подчеркиваем, речь идет о собаках с нормально сформированным поведением).
В этот период лучше всего передавать щенка новым владельцам. Владельцы, которые очень жестко обращаются со щенками, то и дело наказывают, особенно сурово карая за подходы к чужим добьются только нежелания собаки взаимодействовать с ними: щенок послушнее не становится, он ощущает себя в их обществе скованно, откровенно боится и в конечном итоге может просто сбежать.
Депривация во время второго периода социализации
Дело в том, что гораздо чаще социальной депривации подвергаются животные именно в течение этого периода социализации. Особенно свойственно это для собак, выращиваемых в мегаполисах с неблагополучной эпидемической обстановкой. Щенка отнимают от матери в самом начале второго периода социализации, и он попадает в дом владельца. Желая предохранить малыша от смертельно опасных для него инфекций, владелец проводит курс вакцинаций и держит щенка на карантине, не выводя на улицу до приобретения прочного иммунитета. В результате первый выход на прогулку может произойти в четыре и более месяцев, а до этого момента щенок совершенно лишен контактов с другими собаками.
Это приводит к тяжелейшим последствиям для растущей собаки. Мало того, что в течение всего карантина она испытывала острейшую потребность в информации о себе подобных – такая информация является неотъемлемой частью социальной потребности.
Отсутствие возможности общаться с другими собаками при достаточно ограниченных контактах с занятыми владельцами создает значительный социальный дискомфорт. Неслучайно аналогичные условия, когда в них ставят человека, называются одиночным заключением и являются тяжкой мерой наказания за преступления против общества.
Однако вернемся к судьбе щенка-деприванта.
По истечении срока карантина его выводят на улицу и выясняется, что он очень не уверен в себе, всего боится и вовсе не стремится к играм с другими собаками. Весь личный опыт собаки сводится к знанию собственной квартиры и ее постоянных обитателей. И это при том, что именно во втором периоде социализации щенку свойственно активно исследовать окружающее.
Более того, именно в это время он учится понимать символический язык демонстраций своих сородичей, запоминает большое количество поз, мимических движений и связывает их с действиями, которые они символизируют. Чем шире круг общения с другими собаками, тем больше таких символов он узнает и обучается воспроизводить в соответствующих ситуациях.
Однако если критический период социализации заканчивается, а животное не успело овладеть языком символов, в дальнейшем оно не сможет в полной мере выучить их, т.е. ограниченно будет применять само и далеко не все понимать у других собак. Таким образом, при запоздалом знакомстве с прочими собаками щенок начинает их избегать. Если облик этих существ для него еще смутно знаком, то их действия ему мало понятны.
Такое незнание символического языка, присущего собственному виду, оказывается поистине бомбой замедленного действия. Щенок, не понимающий других собак, не просто глух и слеп с точки зрения коммуникативности, он не может вступать в контакты с ними, ему не с кем играть.
Игру с соплеменником не может заменить никакая неживая игрушка и никакие забавы с хозяином. В социальных играх собака обучается не только правильному социальному поведению – без них невозможно полноценное формирование полового поведения. Кроме того, в играх складываются сложнейшие двигательные комплексы, вырабатываются условные рефлексы, в отсутствие которых спаривание становится невозможным.
Еще один аспект, который тесно связан с социальной депривацией. При становлении личности, при утверждении первичной иерархии щенки очень легко переходят к грубым контактам, легко наносят травмы друг другу.
Сформировать поведенческий блок, мешающий наносить увечья при конфликте, может только взрослая собака. Один щенок не может преподать другому понятие «чужая боль». Это может сделать только старшая собака, раз за разом она препятствует подобному поведению, причиняя боль инициатору конфликта и отпуская его, добившись криков боли виновника драки. Щенок, не прошедший подобную школу, скорее всего, не обучится обозначать действие символом, не научится демонстрациям. Напомним, что у собак демонстрации не являются строго наследственными, очень многие из них передаются в качестве традиций семьи, стаи.
Таким образом, депривация на втором этапе социализации приводит к необратимым нарушениям комплексов социального, игрового, полового поведения, т.е. вместо собаки некой определенной породы в доме чрезмерно заботливого владельца подрастает животное, чье поведение ущербно, непредсказуемо и состоит из плохо связанных друг с другом компонентов.
Добавив к этому повышенную пугливость и неуравновешенность нервной системы, связанные с депривацией информативной, мы получаем портрет животного, агрессивного или в противовес трусливого, не умеющего участвовать в играх и способного нанести увечья окружающим.
Собаки+4