Теперь Кью работает в режиме чтения

Мы сохранили весь контент, но добавить что-то новое уже нельзя
литературная обозревательница, соведущая подкаста...  · 27 окт 2021

"Павел Чжан и прочие речные твари" Веры Богдановой - "Маленькая жизнь" в России будущего

Москва, 2049 год. Россия – часть Союза Азиатских государств под предводительством Китая. Китайская культура полностью вытеснила западную: все пользуются Weibo вместо Facebook, смотрят Youku, а не Youtube, влюбляются в китайских, а не голливудских актёров. Но это – только верхушка айсберга. Россия стоит на пороге чипизации населения – в Китае будущего это обычная практика, с помощью которой правительство может контролировать своих граждан. Разработкой чипов в России занимается Павел Чжан – молодой и талантливый программист, пожираемый изнутри демонами своего прошлого.
Это завязка сюжета одного из самых громких русскоязычных романов 2021 года – «Павел Чжан и прочие речные твари» Веры Богдановой.
О чём эта книга?
С одной стороны – о тревожном будущем нашей страны. «Павел Чжан» заявлен как антиутопия и формально соответствует признакам жанра. Все ходят в арках – очках виртуальной реальности, пользуются машинами на автопилоте и даже в коммунальную квартиру могут позволить купить робот-пылесос. Но есть одно «но» - антиутопическая Россия будущего сильно напоминает Россию девяностых и нулевых.
Злой критик скажет: «если убрать из текста фантдопущение, ничего не изменится», добрый критик: «это говорит о том, что всё циклично, и история повторяется». Я скажу, что Богданова рисует весьма пессимистичную картину нашего будущего: в России «Павла Чжана» совершенствование технологий и изменение политической системы никак не повлияет на развитие нравов и общественного сознания.
С другой стороны, «Павел Чжан» — это психологический роман о травме. Павел в детстве остался сиротой и попал в детдом, где неоднократно пережил насилие. То, как изменилась его жизнь под влиянием пережитого опыта и есть основная линия романа. Причём, с психологической точки зрения этот процесс описан достаточно точно. Например, подавленные эмоции Павла воплощаются в Шваль – его альтер-эго, которое проявляет себя в моменты глубокого отчаяния.
Кроме Павла центральными персонажами романа являются Игорь и Соня. Игорь – олицетворяет путь, которым мог бы пойти Павел, если бы ему удалось избежать того ужаса, с которым он столкнулся в детстве. Игорь тоже рано потерял родителей, но его забрала на воспитание любящая бабушка, что дало ему шанс на новую жизнь.
А Соня – девушка Павла – стала для меня настоящей загадкой. На мой взгляд, она сочетает в себе слишком противоречивые черты: мечтает поступить в медицинский университет и постепенно приходит к православию, участвует в цифровом сопротивлении и боится пойти против правил, она и спасает Павла, и подставляет его.
Ещё одна важная составляющая этой книги – китайская мифология, к которой нас отсылает пролог, названия частей романа и обилие «речных» метафор, разбросанных по тексту. И вообще весь роман можно прочитать как одну сплошную метафору китайского суда в загробной жизни. Но лично мне эта часть показалась немного недоделанной. Постоянно хотелось чуть-чуть подкрутить рычажок мифологичности и усилить эту составляющую в романе.
Кому я могу посоветовать «Павла Чжана и прочих речных тварей»? Безусловно, поклонникам «Маленькой жизни» Ханьи Янагихары. Любителям мрачного атмосферы тлена и безысходности и всем неравнодушным к судьбе современной русскоязычной литературы.
Искусство и культура+4