Теперь Кью работает в режиме чтения

Мы сохранили весь контент, но добавить что-то новое уже нельзя
Поэт, переводчик, ведущий подкаста ЛКС  · 4 нояб 2021

Про "Игру в Кальмара"

(о сериале, с небольшими спойлерами в конце)
Об этом сериале, учитывая уровень хайпа, наверняка, уже написано и ещё напишут достаточно много: и для каждого отдельного случая это будет своё личное понимание и тр
актовка сюжета.
Поэтому ниже я представлю сугубо своё видение сюжета, каким мне его хочется видеть и то, каким он меня вдохновил.
Для начала, думаю, не открою особого секрета, но, если Вы не в курсе, по сюжету людям с большими долгами и не самой лучшей социальной устроенностью предлагают сыграть друг с другом в ряд детских игр, с одним лишь условием, что выбывшие игроки - умирают (ну помните, мы в детстве так и говорили ведь - "всё, ты умер, выходи из игры!"). И - да, с одной стороны, это такая же социальная антиутопия, в которой очень много аллегорий и символизма (взять, хотя бы, эти универсальные и древние символы круга, треугольника и квадрата, которые, помимо своей привязки к знаменитому игровому бренду Sony, наверняка, могут быть истолкованы и весьма гностически или даже каббалистически, как эдакий "тетрактис Пифагора").
Как и старый добрый "Повелитель мух" Голдинга, сериал вроде бы как показывает и всю тёмную сторону человеческой натуры, особенно - в таком закрытом и экстремальном пространстве, с одной лишь поправкой на то, что здесь всё же есть какой-то просвет "в конце туннеля" и вообще самая прямая отсылка к христианству, как возможному пути из этого замкнутого круга, но (¡спойлер!) лишь в самом последнем эпизоде. К тому же, сам фильм, безусловно, можно рассматривать и как такую злую сатиру на устройство современного капиталистического мира, где каждый человек — это вещь с ценником у головы, или лошадка с номером на бегах (а в сериале, реально, у каждого есть свой номер), на которую можно поставить, ну и которую можно, как и музыку, заказать, купить, танцевать и всё прочее.
Если же глянуть на сериал с другой, более эзотерической стороны, то, конечно, для меня это очередная притча про условную "платоновскую пещеру": мир - как игра, конечная цель в которой не просто условная "победа", а возможность заново обрести себя и какую-то свою истинную и светлую сущность, "стать лучше", "вернуться к свету". Побеждает в такой игре, как и в Библии, самый последний, тот, кто сумеет остаться собой даже в самых, как казалось, не человеческих условиях. При этом, в отличие от тех же условных "Голодных игр", в этой игре у каждого до самого конца сохраняется и определенная свобода воли - игроки в любой момент могут проголосовать большинством за прекращение игры. Хотя в тот момент, когда об этом правиле упоминается в сериале, с оговорочкой, что "у нас же тут демократия" — это больше кажется какой-то издёвкой и, опять же, сатирой на современное вульгарное понимание демократии и процесса выбора (не зря же в Древней Греции сам этот процесс значительно отличался): как пелось в песенке у Джорджа Харрисона "Everyone has choice when to and not to raise their voices". Становится понятно, что без такой свободы выбора, пусть и не совсем настоящей, всё же освободиться из "игры" этого мира невозможно, как не может быть и любви, и любого акта творческого без изначальной свободной воли.
Далее несколько вопросов, возникших у меня после просмотра, которыми хотелось бы просто поделиться: возможно, кто-то захочет обсудить их. Но, конечно, они будут все основаны на ¡спойлерах!, поэтому, если Вы не смотрели ещё сериал, то перестаньте читать меня дальше:
  1. Если была возможность большинством выйти из игры, оставив весь выигрыш семьям проигравших, то теоретически главный герой, либо несколько человек, оставшихся в конце фильма, могли бы поступить весьма благородно - сговориться (чем они часто и занимались на протяжении фильма) и, пожертвовав собой (при этом, необязательно было даже умирать, просто - выйти из игры), разделить все деньги среди семей остальных погибших игроков. Но, наверное, тогда фильм был бы уж чересчур христианским.
  2. Если учесть, что за всем в этой игре стоял О Иль Нам (дедушка с номером 001), то его трудно обвинить в чрезмерной "демоничности", ведь он, действительно, давал более чем возможность всем игрокам вернуться к "нормальной жизни", когда отдал свой решающий голос во второй серии за остановку игры (иронично та самая серия называлась "ад", ведь ещё неизвестно, что было меньшим адом для участников игры - сама игра, или та самая их "нормальная жизнь"). Да и главного героя, Сон Ки Хуна, он спас, по сути, разглядев в нём ту самую человечность и чистоту, позволившие ему снова ощутить тот свой детский азарт и вкус от жизни.
  3. Очевидно, что для возможности вернуться к сериалу во втором сезоне нам не показали, умер ли на самом деле Хван Чун Хо (тот самый полицейский, нашедший брата), и то, как Ки Хун не сел в самолёт до своей дочери. То есть такой намёк на то, что они вместе с полицейским таки захотят разобраться до конца с организаторами этих "жестоких игр".
  4. Ну и, конечно, трудно не отметить символизм момента, когда в последней серии главный герой возвращается домой к матери, а она его так и "не дождалась", - это прям такая классная аллегория на все наши крысиные бега за успехом и деньгами в современном мире, во время которых мы, безусловно, чего-то достигаем, но при этом успеваем потерять самых родных и близких, ради которых, как-бы, изначально и соглашаемся на этот условный "забег".