Теперь Кью работает в режиме чтения

Мы сохранили весь контент, но добавить что-то новое уже нельзя
Квалифицированный кинолог-практик, преподаватель...  · 6 дек 2021

Развитие щенка и формирование его поведения часть 2.

Первый период развития щенка: начинается с рождения продолжается до достижения щенком трехнедельного возраста - период преимущественно безусловно-рефлекторной адаптации (т.е. щенок адаптируются к внешнему миру посредством врожденных рефлексов).
Он проходит в естественном развитии щенка и не требует вмешательства человека, кроме исключительных случаев, если по какой-либо причине мать не может кормить и ухаживать за детками.
Рождаются щенки слепыми и глухими, не приспособленными к самостоятельной жизни, нуждающимися в постоянном материнском уходе. Однако с первого дня жизни они способны немного ползать, находить соски и сосать материнское молоко. Большую часть суток щенки спят.
К 18-му дню жизни они уже видят и слышат, способны воспринимать и различать объекты окружающей среды, вырабатывать условные рефлексы, образовывать многочисленные условно-рефлекторные связи (т.е. приобретают условные рефлексы на внешние раздражители).
К 21-му дню жизни щенки способны стоять, ходить, а затем и бегать, хорошо ориентируются во внешней среде и вырабатывать оборонительные условные рефлексы.
С этого времени они приобретают жизненный опыт, учатся приспосабливаться к жизни в условиях постоянно изменяющейся внешней среды.
Второй период: с 21-го по 35 день - период первичной условно-рефлекторной адаптации (т.е. у щенков приобретаются рефлексы на определенные условия естественно или искусственно созданные во внешней среде).
За развитие щенка в этот период ответственность ложится на заводчиков. В этот период щенки становятся способными вырабатывать условные рефлексы не только на лакомство, но и на прикосновения рукой. Однако скорость образования условных рефлексов очень медленное, требуется многократное повторение упражнений.
Щенки периодически отходят от матери, знакомятся с окружающими предметами, участвуют в играх со сверстниками, приобретают жизненный опыт.
В данный период можно начинать приучать щенков ходить в туалет в одно место; постепенно приучать к кличке, знакомить с ошейником; мягко пресекать нежелательные действия со стороны щенка. Но к дрессировке щенок еще не готов.
В эти два периода развития проходит и процесс социализации.
Первый период социализации
Начинается в возрасте после двух недель от роду и продолжается примерно до восьми недель.
Первое и одно из важнейших событий в жизни социального животного – это импринтинг (запечатление), в ходе которого запечатлевается образ своего вида и – это особенность только собаки – запечатлевать образ человека-партнера.
В ходе запечатления щенок запоминает свою принадлежность к определенному виду животных, то, как выглядят существа, с кем он в дальнейшем окажется в тесных социальных отношениях.
Крайне важно, что запечатление происходит не только на образ матери, но и на человека, – именно это позволяет собаке воспринимать человека как старшего соплеменника.
Более того, очень рано отнятые щенки, которых выкармливали люди, воспринимают себя именно как людей. При поздних контактах с собаками они общаются с ними неохотно, ограниченно, явно не отождествляя себя с этими животными.
Следует отметить, что запечатление у собак, не является одномоментным процессом. Более того, есть данные, что человек не единственный вид, образ которого может быть запечатлен собакой в качестве «родного» вида. В некоторых овцеводческих хозяйствах щенки рождаются в кошарах, где содержатся овцы, и, повзрослев, воспринимают овец как возможный вариант своего вида, используя именно запечатление, воспитываются пастушьи собаки.
Наблюдения за щенками ясно показывают, что в течение первого периода социализации формируется понятие «МЫ».
Щенок на всю жизнь запоминает, как должны выглядеть животные, к которым относится, и он сам. При этом щенок максимально раскрыт для окружающего его мира. Этому времени его жизни свойственно появление и буквально лавинообразное нарастание двух сложных поведенческих комплексов: игрового и неразрывно связанного с ним исследовательского.
Количество контактов, в которые может вступать щенок, велико, разумеется, нервная система очень быстро утомляется, но и столь же быстро восстанавливается.
Многие из нас могли наблюдать, как маленький щенок теребит игрушку, бросает ее, принимается возиться с однопометником, потом бросается куда-то бежать и вдруг, буквально на бегу, падает и засыпает; короткий сон сменяется очередным бурным приступом активности.
Формирование понятия «МЫ» зависит не только от внутренней готовности к этому процессу организма, но и от внешних факторов. Так, в случаях с бездомными собаками, обитающими в местах, отдаленных от человека, может состояться запечатление только образа своего вида.
Критический период продолжается долго, но щенки в этом возрасте далеко от логова не отходят. Более того, при появлении людей мать бывает подает сигнал тревоги и заставляет щенков спрятаться в норе или ином труднодоступном убежище.
В результате щенки просто не сталкиваются с человеком, запечатление его образа не происходит. Более поздние контакты не смогут изменить положение радикально: собака будет относиться к человеку с изрядной долей недоверчивости и вовсе не станет самостоятельно стремиться к контактам с ним.
Ласковым обращением, лакомством собаку можно будет приручить, но доверять она будет лишь конкретным людям, и то далеко не во всем.
В первом периоде социализации запечатление только образа человека при искусственном выкармливании рано отнятых щенков, просматривается как социальная депривация.
Отсутствие общения с матерью, а впоследствии длительное лишение контактов с другими собаками приводят к значительным и практически необратимым нарушениям большинства сложных поведенческих комплексов. Однако подобные случаи достаточно редки.
Собаки+4