Теперь Кью работает в режиме чтения

Мы сохранили весь контент, но добавить что-то новое уже нельзя
История вселенной  · 16 окт 2022

Для чего создали мифы. Загадки древнего Египта. Как появились пирамиды, для чего строили пирамиды. История о древнем Египте. Боги в древнем

Откуда появились луна и звезды и почему они движутся. Куда скрывается по ночам солнце, откуда появились люди и животные рыбы и птицы деревья и травы, что происходит с человеком когда он умирает, куда переселяется его душа, эти вопросы волновали людей с глубокой древности. Они как могли пытались ответить на них, им казалось что окружающий мир населен сверхъестественными существами, богами которые управляют движением светил заставляют ветры дуть и реки развиваться, насылают засухи и болезни если их прогневать. А если заслужить их милость они одаривают щедрыми урожаями их могущество не знает границ, они сотворили Мир людей и всё живое и только от них зависит кому быть счастливым. А кому несчастным кому быть господином, а кому рабом кому жить, а кому умирать. Богов было великое множество в каждом городе в каждом селении чтили своих богов считая их самыми великими и могущественными. И нисколько не смущаясь тем что в других городах и селениях об этих божествах никогда не слышали и молились другим отца и жрецы никого не заставляли отречься от одних богов и признать других. Никакое верование не считалось ошибочным и неправильным так было и в Древнем Египте. Проходили столетия люди из уст уста передавали сказания о богах переписывали их папируса на папирус постепенно эти сказания смешались переплелись и все они противоречили друг другу. Одного и того же Бога описывали тот добрым, то злым, то справедливым, то беспощадным и коварным изображали его, то в виде какого-нибудь животного, то в виде человека со звериной головой, а то просто видеть человека одно и то же деяние сотворение мира например или сотворение людей в каждом крупном городе приписывалась разным богам весь Египет чтил и любил доброго Бога Осириса и одновременно почитался его убийца Бог зла сет о любом природном явлении одновременно существовало множество разных представлений так небо изображалось и в виде коровы и в виде крыльев коршуна в виде реки небесного Нила и в виде женщины небесной богини нут Однако Никто из египтян не понимал такие рассказы буквально бога Солнца ра они изображали в виде человека с головой Сокола но никто не верил что где-то на небесах действительно живет такое существо человек Соколиной головой и что небо похоже на тех коров которых по утрам пастухи выгоняют в поле такие изображения служили только сим божества это не покажется таким уж удивительным и непонятным если вспомнить что символические изображения широко распространены в наше время например в городе Волгограде в честь победы Красной Армии над фашистскими захватчиками в Сталинградской битве установлен памятник изображающий нашу родину восставшую на борьбу с оккупантами в виде женщины с мечом в руке никто ведь из нас не воспринимает это изображение буквально Никто не представляет себе родину Россию в виде женщины Все мы прекрасно понимаем что это символ и гербы государств и гимны И знамена это тоже символы и мифы точно такие же символы в отличие от сказок мифы это не выдумка А правда только выраженная это правда особым способом Мы привыкли объяснять Окружающий мир с точки зрения науки для египтян же большее значение или чувство Красота и поэтичность А в поэзии Небо может быть одновременно и рекой и крыльями коршуна и коровы это поэтическое описание неба А вот другой пример подобного поэтического описания уже не древнеегипетские А из 20 века из стихотворения поэта Бориса Пастернака Которая так и называется определение поэзии это круто налившийся свист это щелканье сдавленных льдинок это ночь леденящая лист это двух Соловьев Поединок это сладкий заглохший горох это слезы Вселенной в лопатках это с пультов и флейт Фигаро низвергается градом на грядку теперь у вас уже не вызовут недоумения следующие строки из древнеегипетского гимна Богу осирису сущность твоя Осирис не познаваема для разума простого смертного ты Луна сияющая на небесах ты великий Нил рошающий поля твои благодатные разливы даруют жизнь людям Ты вечно воскресающая после смерти природа твое величество Осирис этот царь загробного мира нет нет хоть у египтян было и меньше знаний но здравого смысла было не меньше чем у нас просто мифы свои Они рассказывали особым поэтическим языком считая этот язык гораздо более выразительным и Наверное они были правы вспомним хотя бы некрасовские строки ты убогая ты обильная ты Могучая ты бессильная матушка Русь или державинские я царь я раб я червь я бог Казалось бы они не логичны и полны противоречий Но ведь и в том и в другом случае мысли выраженный ясно и понятно а Попробуйте выразить эти же мысли обычным языком вряд ли кому-нибудь это удастся А даже если удастся все равно поэтичности красота будут потеряны в отличие от мифов Древней Греции египетские мифы как правило бурными событиями ненасыщены их главное содержание составляет не события а глубинный смысл который за этими событиями кроется мифы как стихотворение символически в иносказательной форме передают представление египтяна о законах природы о красоте осмысле жизни о том что справедливые что несправедливо греческие мифы воспевают возможности человека его способность преобразовать Окружающий мир улучшить его мифы Древнего Египта зовут человека слиться с природой принять раз и навсегда мудрый порядок установлены богами подчиниться этому порядку и не пытаться что-то изменить ибо всякое изменение будет только худшему земное царствование Бога ра между двумя цепями гор тянущимися вдоль нильских берегов в напоенном солнце просторе лежит царство так кемет черная земля Как называют свою страну сами её жители древние египтяне если чужестранец путешественник или приезжий торговец спросит почему Земля черная ему охотно объяснят что чёрная значит живая плодородная Земля а Красная Земля раскинула свои дышащие жаром пески по другую сторону горных хребтов там пустыня царство злого Бога Сета там смерть А жизнь здесь зеленой долине добрый речной Бог хапи пожилой мужчина в набедренной повязке рыбака увенчаны короны и связок папируса лотосов и водорослей Владыка Нила и повелительного гений каждый год заставляет реку развиваться А когда вода уходит в домашних лугах остается густой слой плодородного ила это и делает землю таки живой черной шумят по берегам тенистые рощи финиковых пальм колосятся хлеба по водной глади плавают прекрасные лотосы в прибрежных тростниках вьют гнезда птицы жители такимет построили города воздвигли роскошные дворцы величественные храмы один за другим плывут на юг корабли они плывут к южным каменоломням где под охраной надсмотрщиков с плётками рабы добывают песчаник и гранит каменные глыбы по бревенчатым настилом волокут к берегу грузят на палубы и корабли отправляются в обратный путь. А в городах ждут с нетерпением на каждый пристани дежурят погонщики с упряжками Быков за небольшую плату они перетащат глыбы к храму и вскоре трудами искусственных каменотёсов святилище украсятся еще статуи Бога колонной или обелиском бурлит жизнь в такемет ломятся переполненные зерном амбарой тучнеет скот наливаются соком плоды во фруктовых рощах и благодарные египтяне славят щедрого хапи поют ему хвалебные гимны и приносит жертвы Слава тебе хапи Бог великой реки Ты наш кормилец и благодетель ты наполняешь амбарой даешь коровам траву зеленее же зеленейшее о хапи зеленейже но не всегда было так не всегда цвела и благоухала чёрная Земля.
Мифы+3