Теперь Кью работает в режиме чтения

Мы сохранили весь контент, но добавить что-то новое уже нельзя
Пианистка, преподаватель фортепиано  · 20 февр 2023  · learnpiano.ru

Стоит ли начинать учиться музыке, если мне много лет? Часть 1.

Из тех вопросов, на которые мне приходилось отвечать, этот встречается чаще всех. А спрос, как известно, рождает предложение, поэтому я предлагаю всем, интересующимся темой, этот текст. Он получается довольно длинным, поэтому я разбила его на 2 части. 
Спойлер - ответ почти всегда будет всегда "да". Теперь подробности.

Ситуация 1 (наиболее распространенная). Вам от 15 до 90 лет, вы никогда не учились в музыкальной школе или учились, но не закончили, или закончили давным-давно и не помните совершенно ничего. Вы хотите учиться играть/петь/сочинять музыку для души в свободное от работы время, но считаете, что возможность научиться безвозвратно упущена. 
Я в течение последних 15-ти лет обучаю взрослых людей игре на фортепиано. И у меня для вас отличные новости - заниматься музыкой можно начинать в любом возрасте, даже если вы не имеете никакого опыта и/или образования. Противопоказаний не существует (мнимое или действительное отсутствие слуха противопоказанием тоже не является). 
Освоение нотной грамоты - дело пары недель, а дальше вы начинаете играть/петь легкие маленькие пьески, постепенно переходя к более сложным. Если учеба вам нравится, и вы ежедневно посвящаете некоторое время домашним занятиям, года через 2-3 вы будете уже иметь небольшой репертуар, который не стыдно сыграть друзьям.

Основным барьером для начинающих служит не возраст, а страх и/или стыд.  

Важно напомнить, что сегодняшний требовательный подход возрасту и исполнительскому уровню музыканта-любителя исторически таким не был. Мы обязаны им жестким установкам, которые сформировались в области музыкального (и не только) образования в советское время. Многие подхватили вредоносные идеи, делящие всех живущих на гениев и бездарностей и запрещающие совать грязные руки в великое искусство. Штош.
По счастью, были в мире и другие примеры.

В Западной Европе на рубеже 18-19 веков был невероятный бум любительского музицирования. В любом приличном доме и дети, и взрослые занимались музыкой - все на чем-то играли, пели, ставились домашние спектакли, особенно состоятельные семьи держали при дворе оркестры. Совершенно обычная картина - какой-нибудь граф или герцог, исполняющий свежий квартет, скажем, Йозефа Гайдна, в компании своих детей и слуг. Вообще игра в ансамблях была одним из любимых развлечений, возраст исполнителей и уровень их мастерства могли быть очень разными, а музыку брали самую что ни на есть гениальную - и Моцарта играли, и Гайдна, и Бетховена. На новые сочинения подписывались, как на газеты или журналы. А спрос подстегивал композиторов писать камерную музыку для очень разнообразных составов.
В современном западноевропейском обществе сильно поменялись музыкальные предпочтения, но отношение к вопросу осталось прежним. Подтверждение тому – множество любительских оркестров, хоров, ансамблей. Часто они состоят из коллег какого-нибудь завода, которые собираются после работы поиграть любимую музыку для удовольствия.  
Вывод прост: эйджизму бой. Если вы хотите заниматься музыкой, занимайтесь. 
Анна Цагарелли, пианистка, преподаватель фортепианоПерейти на learnpiano.ru