Судя по картинке, речь идет об архитектуре.
Что тут можно сказать, не вдаваясь в большие подробности? Ведь барокко — это даже не стиль, а образ мысли. Но он себя проявляет очень по-разному в Риме и Вене, в Мадриде и в Мехико.
Действительно, что бросается в глаза — это распространение барокко. Но петровское барокко с Мехико трудно сравнивать, разве только по отдельным деталям. Что нам скажет использование разорванного фронтона в таких разных ситуациях? Например, что петербургский и мексиканский архитекторы смотрят в одни и те же книжки венецианского теоретика архитектуры Себастьяно Серлио. И это само по себе важно: барокко называют первым глобальным стилем. Все читают одни книжки, смотрят одни картинки.
Но вернемся к барокко как образу мысли. Барокко — отклик на новое понимание мира, которое возникает в эту эпоху. Что меняется?
Во-первых, сильно меняется религиозное мышление. Появление протестантизма было не только политической угрозой Риму, но и интеллектуальной. Если протестанты упрощают, то католичество должно в ответ усложнить — «нагнать» мистики, эмоциональности, но еще — изощренной интеллектульной игры. Не следует, как это часто бывает в школьных учебниках, представлять католицизм как сборище каких-то ретроградов, которым только и дай что продать индульгенцию и сжечь какого-нибудь ученого. Среди католических богословов были образованнейшие люди своего времени, с широчайшим культурным горизонтом, знатоки истории, языков, точных наук.
Во-вторых, научные открытия. Представление о мире усложняется, теории, которые его объясняют, множатся и между ними идет борьба. Это сейчас мы думаем, что Галилей был прав, а все остальные — нет. Но тогда это было совсем не очевидно. Изобретались очень сложные модели, которые объясняли, почему планеты движутся по тем траекториям, которые можно наблюдать в телескоп, но Земля все еще находится в центре мира. Сегодня эти модели могут казаться лишними и смешными, но они отражают тот уровень сложности, одновременно мистической и математической, к которой были склонны интеллектуалы (и архитекторы тоже) того времени.
В-третьих, географические открытия и взаимодействие с колониями усложняют представления о природе. Как мы знаем, слово барокко по отношению к стилю стали использовать сильно позже. В те времена его использовали в отношении жемчуга неправильной формы, который стал входить в моду. Чем же он лучше красивого сферического жемчуга? Тем, что символизирует буйную энергию природы, которая порождает существа и растения фантастические, непредставимые, настолько уродливые, что уже красивые, потому что от них невозможно отвести глаза. Не случайно появляется в Риме Фонтан четырех рек Бернини, где есть змеи, крокодилы, буйная растительность, а сами четыре реки — это Нил, Ганг, Дунай и Ла-Плата.
В-четвертых, меняется представление о власти. Оно все время меняется, конечно, но в эту эпоху власть, королевская или папская — это власть еще и над всеми этими сложностями. Символически властителю должны подчиниться и колонии с их чудесами, и ученые с их открытиями, и он оказывается в центре сложных отношений между человеком и божественным. Связь власти с реальным миром уже не только прямая — через приказы, насилие — а еще и космическая, отвечающая сложности всего мира. «Король-солнце» — тоже барочная по сути идея (хотя собственно во Франции барокко постепенно уступает место классицизму). Барокко создает для такого образа власти адекватную сценографию.
Вот такие четыре фактора я бы выделил, которые описывают в целом настроение эпохи, и барокко как способ его передать. Что не отменяет того, что напряженность этого переживания времени в разных местах была разной, и где-то людям это было правда важно, а где-то речь шла просто о моде.
Рекомендую замечательный научно-популярный фильм о барокко в трех сериях:
Барокко! От собора св.Петра до собора св.Павла