Сказать, что не критикуют вовсе - было бы не совсем правильно. Есть отдельные фрагменты критического анализа в интервью и постах и телеграм-каналах. С удовольствие коллекционирую их у себя в тг канале @artcritica\artanalitica. Контента такого плана действительно мало. Критических эссе о российском искуссстве нет почти.
Считаю, что этому способствует несколько факторов:
- В России почти на 70 лет было прервано естественное развитие искусствоведения, а следовательно и художественной критики. В нашей стране мало людей, владеющим этим методом анализа произведений искусства, тех, кто учился на западе у известных критиков тут нет вовсе. А тех, кто знаком с основными произведениями, на которых базируется современная художественная критика, тех, кто читает свежую литературу по теме - единицы.
- Российские искусствоведы не ездят на международные симпозиумы и конференции примерно с 1990х годов. Имею в виду встречи со специалистами в этой области, а не различные "международные" сборники статей с платным участием, именуемыми "конференции". Все-таки профессионалами становятся внутри профессионального сообщества.
- Такое явление как институциональная критика (это практика работы художников, направленная на разоблачении схемы работы галерей, музеев и отказа от сотрудничества с ними) получила слабое развитие в творчестве российских художников. Что явно не способствует формированию независимой критики, повышению уровня терпимости в арт-сообществе к критике институций.
- Загуглим, кого в России считают арт-критиками и чем они занимаются. Меня часто закидывают тапками за такие слова, но я считаю, что процессы в нашей жизни онлайн-пространство отражает достаточно хорошо. И так, арт-критика - это 5е или 6е занятие в списке того, чем занимаются такие люди как Екатерина Деготь, Ирина Кулик. Т.е. критика произведений современного искусства в форме книг, эссе, статей явно не приоритетное направление деятельности этих специалистов. Конечно, активная кураторская деятельность, работа в зданиях позволяют хорошо разбираться, что хорошо, что плохо в искусстве, и я вовсе не пытаюсь ставить под сомнение высокий профессионализм этих людей. Просто хотела показать, что специалисты в этих вопросах не могут уделять много времени именно самой арт-критике. Ради интереса посмотрела даже подобие списка российских арт-критиков http://www.aica.ru/verhovskaja.asp. Удивило, что многие, кого именуют арт-критиком писали свои основные труды по искусству прошлого, а не по современному искусству или по теории искусства.
- Художественная критика искусства уже лет 100 не является текстом, необходимым для ежедневного чтения широкой аудитории, как то было во времена Бенуа. Следовательно, критические тексты не оплачивают, или оплачивают плохо. А люди все взрослые, надо на что-то жить, следовательно, выгоднее заниматься кураторством и писать об искусстве прошлого. Поэтому нет просто физической возможности эту критику писать.
- Нет связи между художниками и критиками. Художники не откликаются на критические замечания, советы, как откликались Репин и Иванов на то, что говорил Стасов. То есть художественный критик НИКАК не может повлиять на то, что будет сделано в искусстве нашей эпохи. И от этого опускаются руки, даже есть возможность писать, не будучи в зависимости от гонорара. Наша команда в свое время провела эксперимент - сказали художникам, что нужно внести изменения в их работы, чтобы это можно было бы выставить. Из 15 человек этого не сделал никто.
- Любая оценка - это позиция. Но занимать позицию в отношении чего-то современные отечественные искусствоведы боятся (вдруг они скажут "плохо", а в будущем это будет хорошо и этот художник или институция сможет им хорошо платить). Поэтому многие ограничиваются лишь пересказом увиденного на выставках на тему "что, где, когда".
Поэтому получается отсутствие дискурса, обсуждения произведений художников и проектов крупных институций.
К счастью, сейчас существуют островки независимой критики в формате портфолио-ревю. Как-то попала на проект @open_review (у них есть ютуб канал), очень понравилось.