Боюсь, что точно определить, когда почитатели (и коллекционеры) стали выделять этюды как самостоятельные произведения очень сложно. В любом случае, это вряд ли произошло ранее первой половины XIX века. Я думаю, что истоки этого явления следует искать в Великобритании, которая в это время лидировала как в организации музейного дела, так и собственно в пейзажной живописи. Я считаю, что первым превратил этюд в большое искусство Джон Констебл (1776-1837). Вот, например, этюд под названием "Вечерние облака". А там, где появляется само искусство рано или поздно приходят коллекционеры
Впрочем, не исключено, что Констебл был не первым. Возможно, я упускаю из виду его менее известных современников-соотечественников. Кроме того, не следует забывать о великолепной школе британской пейзажной акварели того же периода, которая как минимум "соседствует" с натурными этюдами
Без натуры невозможна полноценная живопись. Все мастера выезжали на этюды, природа подпитывает, животворит. Без этюда можно сотворить только "Чёрный квадрат" или сухую ветку за миллион рублей
Специалист изо,люблю картины как старых мастеров п... · 16 дек 2021
На этапе перехода от двухмерной плоскостей иконы , к трёх или четырёх мерной живописи , где то ( по моему в Испании или голландии(нидерланды)в Бельгии, а потом в штатах на рубеже 16‐ 17 веках