Эксперт в области истории искусств. Куратор... · 21 сент 2021
Формально, первый натюрморт создал немецкий художник Ганс Мемлинг (1433/1435-1494г).
«Портрет донатора» кисти Ганса Мемлинга», созданный около 1490 г. и служащий одним из выдающихся по качеству живописи образцов позднего периода творчества прославленного мастера из Брюгге (дерево, масло, 29,2 х 22,5. Мадрид, музей Тиссен – Борнемиса). На его оборотной стороне сохранилось изображение угловой части помещения, в замкнутое пространство которого помещён букет белых лилий в керамическом кувшине, стоящем на богато орнаментированном персидском ковре. Сравнительно ранняя по времени создания цветочная композиция имеет несомненный религиозный контекст, так как содержит распространённую символику, относящуюся к Христу и Богородице. В витиеватом орнаменте, украшающем расписной фаянсовый кувшин, хорошо читается монограмма Христа, в то время как цветы в букете являются традиционными атрибутами Девы Марии: лилии говорят об её чистоте, ирисы намекают на судьбу Мадонны как будущей Царицы Небесной и её тяжкие материнские страдания во время Страстей Христовых, а маленькие аквилеи несомненно связаны с символами Святого Духа. Ворсистый коврик, на котором стоит кувшин, имеет ярко выраженный восточный тип. Их орнамент, начиная с XIX столетия, стал известен под условным названием «Мемлинг». По сути дела, перед нами в данном случае мотив, хорошо известный из сцен «Благовещение», которые создавали художники – представители разных национальных школ. Будучи по функциональному назначению тесно связано с общей философской идеей ныне разрозненного триптиха, изображение вазы с цветами на восточном коврике впервые обрело здесь самодостаточную жанровую ценность натюрморта. И дело не только в завершённости его композиционно-типологической структуры. Но и в мастерском умении Ганса Мемлинга передать направленность струящегося из невидимого источника дневного света, мягко обволакивающего разнородные по форме и фактуре неодушевлённые предметы и, одновременно, собирающего их в единое художественное целое.
Чистый ( самостольяный уже жанр) натюрморт создает тоже немецкий художних Лутгер том Ринг Младший.
Отметим сразу, что будучи потомственным живописцем, он был достаточно разносторонним мастером, начавшим творческую деятельность в качестве преуспевавшего портретиста. Но в 1562 г. вестфальский живописец создал парные картины, изображающие букеты цветов в светлых каменных вазах (1562 г. Дерево, масло, 63,4 x 24,6 /каждый/. Мюнстер, Художественое общество). Их типология однозначно связана с изображением ваз с белыми лилиями, широко известным по присутствию во многих богородичных циклах и практически воспроизводит композиционную схему Ханса Мемлинга. Но на парных цветочных натюрмортах, имеющих специфичную, вытянутую по вертикали живописную плоскость, отдельно изображены не только белые лилии, но и золотисто-коричневые ирисы. Обе вазы имеют одну и ту же латинскую надпись, бегущую по диагонали вниз. А переводе она гласит («/Бог есть/ в словах, в растениях и в камнях»). Этот богословское изречение призвано объединить смысл проповеди Божьего Слова и воплощённые в цветах символы Спасения души праведника. Вполне возможно, что художник написал эти картины не для кунсткамеры, но для украшение стен интерьера аптеки, так как поучительную надпись можно рассматривать как девиз, который отражает взгляды на фармацевтическую теорию и практику, провозглашенные знаменитым швейцарским врачом, натурфилософом и алхимиком Парацельсом ещё в первой трети XVI в.
За этой работой последовали другие изображение цветочных букетов; помимо упомянутого выше исследователям сейчас известны по меньшей мере ещё пять натюрмортов, исполненных Лутгером том Рингом в зрелый период творчества, очевидно, до переселения в Брауншвейг в 1569 г.
Тут нужно разобраться, что под натюрмортом подразумевается.
Изображения с фруктами/едой на столах или других поверхностях появились за долго до рождения Караваджо. У Египтян такие появились в гробницах около 15 века до нашей... Читать далее
"Вид с куропаткой, латной руковицей и арбалетным болтом" кисти Якопо де Барбари, 1504 года. А Микеланджело Караваджо родился 29 ноября 1571 года. Читать далее