Альбрехт Дюрер (1471-1528г), пожалуй, единственный, которого можно назвать художником высокого возрождения, подобен Леонардо (и художник, и испытатель, и ученый и тд). В наименьшей степени, чем все немцы он ремесленник. Для Дюрера Реформация – внутреннее переживание (он придерживает ее идеи, думает, имеет ли он право рисовать). Для другого немецкого художника того времени- Лукаса Кранха Старшего все по-другому.
У Дюрера сильно эволюционирует отношение к личности, от идеализации и приближения к Богу до постепенного разочарования (показательно у Микеланджело и Тициана), дальше отрицание человека как деятеля (отношение к человеку как к игрушке). Много появляются социальных портретов. Дюрер родился в Нюрнберге (периферия). Выдвинули его два художника – Ханс Плейенвурф (1432-1472г) и Вольгемут (1434-1519г). Вольгемут – учитель Дюрера.
Показательной для нас может быть работа Святой Иероним, ок1495г. Интересна с точки зрения контактов с Италией, в это время в Ломбардии находится Леонардо. В ранних работах Дюрера есть переклички, хотя и отдаленные, с искусством Леонардо.
Нам также известно что в 1494-1495 годах Дюрер путешестовал по Италии, был в Венеции и проездом также был в Ломбардии , где как раз таки мог увидеть работы Леонардо . Лично же он не был с ним знаком( насколько нам об этом говорят источники).
Также Альбрехт Дюрер видел работы Леонардесков в Брюсселе и Мехелене ( во время Нидерландского путешествия). Это уже доказанный факт, о котором говорят создатели выставки «Здесь был Дюрер. Путешествие, ставшее легендой»
Еще из интересного, что Рафаэль подарил Дюреру два рисунка сангиной - весьма тщательно выполненные обнаженные фигуры. Нюрнбергский художник с признательностью пометил: «Рафаэль из Урбино ... нарисовал этих обнаженных и послал Альбрехту Дюреру из Нюрнберга, чтобы показать ему свою руку». Теперь установлено, что эти рисунки- не руки Рафаэля, как думал Дюрер. Это произведение одного из учеников его мастерской, вероятно, Джулио Романо: мастер послал германскому собрату «лучший образец стиля, автором которого считал себя», вовсе не придавая значения тому, чьей рукой он исполнен.
Вот такие были отношения у великого Альбрехта Дюрера с Италией!