Мы сохранили весь контент, но добавить что-то новое уже нельзя
Как куратор находит работы для выставки? Как он понимает, что нужные произведения находятся в определенном частном собрании или музее?
Многие работы не напечатаны в каталогах, находятся в запасниках, а если это частное собрание, то о нахождении определенного произведения можно и вовсе не знать. Например, куратор создает большую монографическую выставку художника и хочет собрать как можно больше малоизвестных работ из частных коллекций: как он действует в таком случае?
Место хранения основных работ того или иного художника, как правило, бывает известно или его легко проверить по книгам. Если же куратор ставит перед собой задачу найти малоизвестные или давно не экспонировавшиеся произведения – то в этот момент начинаются поиски, которые могут (а для лучшего результата – должны) вестись по разным каналам.
Для поиска произведений в собраниях государственных музеев России можно использовать сайт Госкаталога – это база, в которую все государственные музеи выкладывают информацию о хранящихся в их фондах экспонатах. Иногда в ней можно обнаружить даже те произведения, которые не опубликованы в книгах.
Что касается частных собраний, то в этой области, как правило, требуются больший опыт и погруженность в сферу. Некоторые коллекционеры стремятся популяризировать и сделать доступной информацию о своем собрании – тогда ее можно найти на сайте коллекции или в книгах, посвященных ей. Но далеко не все готовы афишировать свои собрания, и тогда специалисты могут долгие годы не знать, где хранится работа.
В некоторых случаях может помочь запрос, отправленный в музей или коллекционеру, который работает с нужным художником/стилем/периодом. Иногда, чтобы найти одну картину, может потребоваться множество таких обращений.
С другой стороны, иногда владельцы сами делятся информацией о произведениях, находящихся в их руках. Например, в ходе подготовки персональной выставки Давида Бурлюка мы в Музее русского импрессионизма долго искали одну работу художника, местонахождение которой было неизвестно. Лишь после того, как музей анонсировал проведение выставки, к нам обратился собиратель, сообщивший о том, что у него есть интересная работа мастера, которую он готов предоставить для проекта. Оказалось, что эта была та самая картина, которую мы долго искали и не могли найти. В результате она украсила выставку.
Вид экспозиции «Давид Бурлюк. Слово мне!» в Музее русского импрессионизма, 2018.
Как ни странно, в поисках текущего местоположения произведения искусства иногда может помочь изучение старых архивных документов. Во время подготовки экспозиции «Другие берега. Русское искусство в Нью-Йорке. 1924» нам удалось обнаружить, что одна из картин Николая Богданова-Бельского была продана во время работы выставки в Торонто в 1925 году. Затем выяснилось, что почти сразу работу передали в местный художественный музей, где она находится до сегодняшнего дня.
Николай Богданов-Бельский. Охотники. 1910-е (?). Собрание Художественной галереи Онтарио.
Ни один из способов поиска местонахождения работы не является универсальным. В каждом случае куратор действует по ситуации и при необходимости пробует все варианты, привлекая к своей работе других экспертов, исследователей и коллекционеров.
На самом деле, профессионалы знают немного больше, чем известно в общественном поле) Хотя сейчас, в интернет-эпоху, очень многие вещи можно выяснить просто воспользовавшись поиском, в т.ч. и такую информацию.
Например... Читать далее