Художник. Рассуждаю о вопросах теории искусства... · 28 мар 2023
Пассажиры. Диалоги о ландшафте. Мнение о выставке
Москва, Комсомольская пл., 2, галерея «Царская башня» в здании Казанского вокзала, вход со стороны западного фасада (на самом деле вход изнутри Казанского вокзала)
до 3 октября 2023
Куратор: Алиса Прохорова
Организаторы: Фонд «Культурное пространство», галерея «Триумф»
Художники: Семен Агроскин, Мария Арендт, Наташа Арендт, Янина Бодырева, Алина Глазун,Роман Головко, Ольга Давыдова, Анна Дёмина, Анастасия Дубровина, Егор Заика, Дарья Зайцева, Александр Кайгородов, Екатерина Ковалёва, Екатерина Ксута, Надя Лихогруд, Борис Макаров, Олег Макаров и vitalinair, Роман Мокров, Владимр Мартиросов, Антон Ольшванг, Маша Репкина, Ваня Репкин, Ева Хелки, Катя Щеглова, Кейто Ямагути, Ольга Чернышева
Арт-проект «Пассажиры. Диалоги о ландшафте», к сожалению, остался обойдён вниманием со стороны искусствоведов и арт-блогеров (хотя на Cultobzor есть статья о проекте). Сама я узнала про эту выставку лишь увидев афишу на фасаде Казанского вокзала, а нашла вход лишь расспросив охранников после, конечно, обязательного досмотра при входе в здание Казанского вокзала. Интроверты могли бы туда и вовсе не добраться (ведь не всегда же хочется разговаривать с людьми). И на информационных ресурсах, где размещена информация про проект о том, как добраться тоже ни слова. Проходя по вокзалу довольно трудно заметить деревянную дверь с надписью галерея «Царская башня» среди павильонов закусочных и чебуречных, соблазняющих ароматами посетителей, сидящих в зале ожидания. Никаких баннеров, стрелок, указателей, привлекающих внимание к проекту, там нет. Как-то в далеком 2012м или 2013м году я слышала, как на том же Казанском вокзале диспетчер говорил, что в здании Казанского вокзала есть выставка картин какого-то автора. Видимо, в данном случае или это запрещено, или у организаторов такой задачи не было. А многим, думаю, было бы интересно скоротать время в ожидании поезда, приобщившись к прекрасному. Тем более, что вход на выставку бесплатный.
Категория «прекрасное», конечно, слабо применима к современному искусству. Но архитектура выставки действительно заслуживает похвалы. Разделение на залы, паузы между экспонатами, развеска, направленный свет, тексты – всё на высшем уровне. Похоже, изначально вход на выставку планировали с улицы, а не из здания вокзала. Это несколько неудобно, поскольку ты собираешь в голове пазл из отдельных художественных высказываний, а только потом понимаешь, к чему тут это всё, когда читаешь текст в зале, который мы посещаешь самым последним. Проект воспринимался бы гораздо лучше, если бы зритель начинал осмотр с зала с инсталляциями Алины Глазун, Семёна Агроскина и Екатерины Сысоевой. Как писал М. Лившиц, наш мозг не избавлен от связи с предметностью. А потому узнавание привычного, знакомого в произведении искусства становится мостиком между искусством и реальностью (тем более, когда перед путешествием ты смотришь на свой будущий опыт в произведениях искусства). Заходя на выставку, очень сложно резко перестроить своё восприятие с бытового-будничного, конкретно-предметного на абстрагирование и восприятие философских концепций (точнее, тех произведений, которые расположены в первом зале, например, проекта [ПРО]СТРАНСТВИЕ Дарьи Зайцевой). Но невозможно жить в социуме и быть свободным от социума, а потому административные вопросы могли внести коррективы в кураторскую задумку.
Поэтому, конечно, было бы более органично начать осмотр с зала с инсталляциями Алины Глазун, Семёна Агроскина и Екатерины Сысоевой. Как писал М. Лившиц, наш мозг не избавлен от связи с предметностью. А потому узнавание привычного, знакомого в произведении искусства становится мостиком между искусством и реальностью (тем более, когда перед путешествием ты смотришь на свой будущий опыт в произведениях искусства).
Тема выставки выбрана очень удачно – простая и понятная почти каждому, но дающая художнику большой простор для рассуждений, также очень удачно, что выставка, где основной мотив – это путешествие расположена на вокзале. В экспозиции представлено и понимание пути как конкретного путешествия между городами, и философского осмысления ландшафта, пространства. Из текста к выставке:
«Все мы в том или ином смысле пассажиры: новые кочевники, совершающие ежедневные деловые поездки люди. туристы, мигранты, паломники и беженцы. Перемещение – своеобразная миниатюра, зарисовка современности. < ….> Пассажир поезда связан с ландшафтом гораздо ближе, чем пассажир самолёта, поскольку существует с ним в общей плоскости. Эта связь с окружающей средой и возможность медитации на пространство – главное отличие железнодорожного «пассажирства» от любого другого связанного с транспортом опыта. < ….> …главная функция пассажира – медитация на пробегающий ландшафт».
В большом зале (под самой башней) где расположены проекты Семёна Агроскина и Екатерины Сысоевой, Евы Хелкин, видео-арт Александра Кайгородова ампирные архитектурные детали, окна под потолком, пол в шашечку подавляют сами произведения, делая их крошечными. В последние годы были популярны выставки современного искусства, расположенные в зданиях вокзалов, аэропортов: проекты «Даёшь конструктивизм!» и «Ивановское вещество» в железнодорожном вокзале города Иваново, в Нижнем Новгороде центр современного искусства «Терминал» был расположен в торговом центре при здании Московского вокзала, проект «Believe in Angels» Дмитрия Шорина и команды «Эрарта Дизайн» в аэропорту Пулково. Показ произведений современного искусства в аэропортах – распространённое явление в мировой художественной практике. Яркими примерами являются работы британского скульптора Richard Wilson «Slipstream» расположенная в терминале аэропорта Хитроу и инсталляция «Kinetic Rain», спроектированая немецкой студией ART + COM, а изготовленная и смонтированная машиностроительной фирмой MKT, расположенная в терминале 1 Singapore Changi Airport.
Восьмигранный купол с небольшими окошками внутри Царской башни, ряд длинных продолговатых окон с фигурными наличниками, откуда льется естественный свет приковывает к себе внимание зрителя сильнее любых произведений современного искусства. Делать выставочный проект в такой архитектуре – совсем иная задача, чем работа в музейном пространстве или белом кубе с направленным светом, где можно выстраивать сценографию на свое усмотрение. В данном случае инсталляции, воспроизводящие атмосферу вагона, вокзала смотрелись органично. А видео-арт, объекты – казались маленькими и не сомасштабными архитектуре, а их расположение вдоль стен выглядело случайным. Даже инсталляция Саши Фроловой «Движущийся ландшафт», подвешенная над зрителем не смогла решить эту проблему.
Меланхоличное видео Александра Кайгородова вообще хотелось бы посмотреть в какой-то более спокойной обстановке, желательно сидя и в темноте, а не отвлекаясь на яркую красочную живописную инсталляцию Евы Хелки Allegro, интерактивную инсталляцию Семёна Агроскина и Екатерины Сысоевой, и, собственно саму архитектуру вокзала. Кстати, хочу отметить видео Александра Кайногородова как редкий пример видео-арта, где есть внятный сюжет и операторская работа.
В современной России при обилии законодательных ограничений, когда релоцировалось много ярких интересных авторов и кураторов, становится довольно сложно делать проекты, чтобы они были бы интересны не только специалистам с профильным образованием, но и были бы понятны широкой аудитории, не оскорбляя чувств каких-либо групп населения. За последний год мне редко доводилось встречать проекты, которые вызывали эмоциональный отклик и наталкивали бы на размышления. «Пассажиры. Диалоги о ландшафте» - одна из немногих выставок, о которых захотелось написать, сравнить свое понимание темы с позицией куратора и художников.