Если заглянуть в учебник истории искусств, да хоть просто истории, окажется, что этот вид деятельности появился и тысячи лет существовал в виде сакральной деятельности. Т.е. задача "скрытой пропаганды, политических идеологий, а иногда банальной рекламы" была основным содержанием искусства. Ну, хотя бы опосредованно. Ибо со времен наскальной живописи и шаманских плясок у костра перед охотой все это было связано именно с вопросами выживания, управления и самоидентификации человека.
Затем появился эпос, и это в чистом виде - идеология. Точнее религия и история народа. И даже такое народное развлечение, как театр, изначально и вплоть до эпохи Возрождения тоже нес эту же функцию. Т.е. вопрос "чистоты творчества" подавляющее в историческом смысле время существования искусства даже не возникал. А "критики" были пожестче нынешних, и если что, прекрасно умели складывать на площадях костры, а до этого распинать на крестах. Эзопа, по слухам, банально заставили выпить яд прилюдно в качестве публичной казни. Ну и выпил - куда денешься.
Но, если в учебники не лазить, а считать, что искусство - это деятельность, связанная с развлечением скучающих бездельников, стоит на минутку задуматься о самом происхождении этого слова ИСКУССТВО. Хотя бы в русском языке. Да и о слове ТВОРЧЕСТВО тоже есть смысл задуматься, и тоже на русском языке. Слово Искусство ведь связано корнем со словом ИСКУС, ИСКУШЕНИЕ, то есть. А ТВОРЧЕСТВО, наоборот, продолжает слово ТВОРЕЦ. И литературная классика нам недвусмысленно объясняет, что ИСКУСИТЕЛЬ - одно из имен Дьявола, а ТВОРЕЦ - тоже одно из имен, но Бога. И люди верующие, похоже, должны понимать, что развлекательное искусство, лишенное сакральных основ, знаменует начало эры Конца света, ибо связано именно с основной деятельностью чертей - т.е. с искушением. Ну, а творчество - боговдохновенная деятельность, и совсем не обязательно связанная исключительно с производством предметов и произведений искусства. Творчество реализуется в чем угодно. Сам-то, как мы помним, не картины писал, а создавал мир, совмещая профессии архитектора, инженера и биолога еще.
Я - человек не особо верующий, но к подобным очевидным и недвусмысленно обозначенным в самом моем языке вещам стараюсь относится серьезно.
Но тут еще в вашем вопросе есть такая заковыка, которая тоже имеет смыслы благоприобретенные только в нынешние времена, и совсем еще не так и давно, понимаемые едва не противоположным образом - ПРОПАГАНДА и ИДЕОЛОГИЯ, например. А ведь пропаганда - слово не ругательное вовсе, это всего-то продвижение определенной мировоззренческой концепции. Я, скажем, больше полутора десятков лет профессионально занимался противопожарной безопасностью, как редактор тележурнала. Т.е. чистой пропагандой, и весьма в этом преуспел, как показывала социология. Но, поскольку мировоззренческую концепцию для своей пропаганды моя команда формулировала как КУЛЬТУРА БЕЗОПАСНОСТИ, а социология показывала заметное снижение смертей в огне и материального ущерба от этого, мне за многолетнюю работу чистого пропагандиста совсем не стыдно. К тому же это научило меня воспринимать само использование слова ПРОПАГАНДА без уточнений чего именно пропагандируется, в качестве банальной спекуляции, или той же самой пропаганды в современном понимании, но с противоположным знаком.
И вот с точки зрения реального смысла слова ПРОПАГАНДА, любое явление искусства что-то пропагандирует или продвигает. Конечно, трудно это что-то вербально определить. Особенно коротко, в виде формулы, но по сути это так. А само предпочтение аудитории наделяет направление искусства дополнительными пропагандистскими смыслами обязательно. Те, кто любит симфоническую музыку, любителей попсы считают людьми не глубокими и не далекими, а попсовики, наоборот, классиков почитают занудами. И так во всем. Т.е. сакральная функция помощи человеку в самоидентификации работает все равно, вне желаний или не желаний авторов. Да и само стремление выделиться в "чистое искусство" без всего, что вы перечислили - это тоже идеология. Просто противоположная, но зачастую, намного более агрессивная еще.
Ну и последнее, но важное - уже где-то с полсотни лет мы с вами живем в мире, где полностью сформировался и рынок и сама индустрия производства произведений и предметов искусства. И в этих условиях говорить об искусстве "чистом" весьма наивно. У музыкантов есть ротации, у художников вернисажи, ну и т.д. И все это существует для рекламы и продажи. И, говоря серьезно, стало намного хуже, поскольку функция продюсера стала выше авторской функции в табели о рангах. Особенно это видно в кино. И это приводит к упрощению искусства, к вычистке из него великих смыслов и образов, требующих активного творческого соучастия зрителя. Потребитель оценивает явление искусства в категориях НРАВИТСЯ - НЕ НРАВИТСЯ, законно в сегодняшних условиях ставя себя выше автора и творца. К чему это приведет пока не ясно. Есть ощущение, что искусство серьезное, претендующее на место в вечности перейдет на нелегальное положение и будет доступно исключительно избранным. А для масс будет торжествовать попса, которая на все 100 "чистая". И от смыслов чистая, и от морали чистая, и от глубокой образности тоже. Во всяком случае основные пропагандистские усилия шоубизнеса, да и вообще бизнеса, связанного с искусством, направлены именно в этом направлении. Шоубиз, конечно, ведет эту пропаганду под знаменем отсутствия пропаганды, но это - спекуляция. Впрочем, я уже про это говорил выше.