Суть моральной деятельности - в оценке действительности, прежде всего социальной, с целью её регуляции. Само отношение человека к миру, окружающим людям и себе самому является в значительной мере оценивающим. Во всём, что делает человек, заключена (часто скрыто) оценка по тем или иным критериям. Чаще всего критерии эти социально обусловлены. Но нередки и индивидуальные критерии.
Искусство, как и всякая иная деятельность человека, не может быть лишена процессов оценивания. Художник, передавая свой взгляд на мир, предлагая свою модель мира (художественный образ), уже выносит ему вердикт. Вспомните, И. Босх и Леонардо да Винчи были современниками. Но как различно они оценивали окружающий их мир! То, что в искусстве чаще встречается личностная оценка, не лишает моральность искусства значимости. Впрочем, есть особые жанры в искусстве, базирующиеся на чисто социальном оценивании (например, плакат).
Иное дело, если оценочная часть деятельности художника превалирует, педалируется, выдвигается на первый план. Тогда вместо спокойной взвешенной оценки появляется назидание. Нередко оно разрушает художественный образ, выдвигая на первый план внеэстетическую деятельность.