В ресторане по стенкам висят тут и там
„Три медведя“, „Заколотый витязь“…
За столом одиноко сидит капитан.
„Разрешите?“ — спросил я. „Садитесь!
В. С. Высоцкий „Случай в ресторане“
В далёкие 1980-е посетил выставку ныне покойного художника Андрея Владимировича Васнецова. Этот художник является прямым потомком всем известного Виктора Михайловича Васнецова, он его внук. Знакомые Андрея Владимировича рассказывали о хобби художника: он коллекционировал репродукции картины своего деда „Богатыри“. Многообразие „вариантов“ этой картины забавляло художника. Следует учесть, что фоторепродукции, которые отличаются только колоритом и тональностью, полностью вытеснили ручные копии только в 1960-е годы. До этого времени процветала репродукция, сделанная вручную. Представляете, сколько неповторимых интерпретаций творения своего дедушки хранилось у внука? Такая выставка была бы не менее интересна, чем выставка оригинала.
:-)
Но вернёмся к цитате из песни В. С. Высоцкого. Упомянутые в ней картины имеют совершенно другое название, но при этом они узнаваемы! „Три медведя“ — „Утро в сосновом бору“ И. И. Шишкина (и медведей там больше! :-) Вряд ли в ресторане висела репродукция однофамильца нашего героя — Юрия Алексеевича Васнецова), а „Заколотый витязь“ — „После побоища Игоря Святославовича с половцами“ В. М. Васнецова. Это говорит как минимум о широкой известности этих произведений.
Мой ответ таков. Широкую известность через свои копии и репродукции получили картины XIX–XX веков, которые публиковались в цветной вкладке школьных учебников. Кроме Васнецова и Шишкина вот примеры полотен:
„Боярыня Морозова“ Сурикова;
„В голубом просторе“ Рылова;
„Письмо с фронта“ Лактионова;
„Опять двойка“ Решетникова.