Тема, которой посвящен вопрос, весьма обширная. Я расскажу о нескольких интересных примерах, так или иначе связанных с Музеем русского импрессионизма.
В начале XX века многие русские художники – особенно те, кто развивал импрессионистические традиции и много работал на пленэре – запечатлевали на своих картинах различные памятники архитектуры. Некоторые из этих сооружений сохранились до наших дней в неизменном виде, другие претерпели изменения, а отдельные постройки не сохранились.
В постоянной экспозиции Музея русского импрессионизма представлена работа Константина Юона «Ворота Ростовского Кремля». Несмотря на то, что художник не стремился запечатлеть памятник во всех деталях, а также выбрал для него весьма фрагментированную композицию, на картине все равно хорошо узнаются ворота Архиерейского двора с надвратной церковью Воскресения. За столетие, отделяющее нас от времени создания картины, эта часть Ростовского Кремля практически не изменилась.
Константин Юон. Ворота Ростовского Кремля. 1906. Собрание Музея русского импрессионизма.
Ворота Архиерейского двора с надвратной церковью Воскресения в Ростове Великом. Фото: Katya Kotyunina. Источник: commons.wikimedia
Картину Алексея Деньшина «На монастырском дворе» до 22 мая можно увидеть в нашем музее на временной выставке «Авангард. На телеге в XXI век». Этот мастер был уроженцем Вятки (ныне Киров) и часто писал виды родного города. На его работе изображен Успенский Трифонов монастырь. Несмотря на то, что в целом архитектурный комплекс уцелел, отдельные его части сильно пострадали в советские годы, когда в монастыре были устроены коммунальные квартиры, швейная фабрика и хлебное производство. В отличие от пятиглавого Успенского собора, одноглавая Благовещенская церковь до сегодняшнего дня не отреставрирована до конца.
Алексей Деньшин. На монастырском дворе. 1910-е. Собрание Вятского художественного музея имени В.М. и А.М. Васнецовых.
Успенский Трифонов монастырь в Кирове. Источник: kvartiraidoma.ru
В 1924 году Александр Осмеркин написал картину «Москва. Тверская». Использовав динамичную диагональную композицию, художник изобразил одну из главных улиц города с трамвайными путями и Триумфальной аркой вдали – на площади Тверской заставы. Сегодня на эту площадь выходит станция метро «Белорусская», от которой можно прогуляться пешком до здания Музея русского импрессионизма.
Александр Осмеркин. Москва. Тверская. 1924. Собрание Государственного Русского музея.
За сто лет площадь претерпела серьезные изменения. Триумфальные ворота были установлены на ней в 1834 году. Позже сквозь их пролет начал ходить трамвай. Но в 1936 году арка была разобрана из-за реконструкции площади, проводившейся после утверждения нового Генерального плана Москвы. Изначально планировалось восстановить ее после окончания работ, но в результате это не было сделано. Лишь в 1966-1968 годах копия Триумфальной арки с Тверской была возведена на Кутузовском проспекте.
Площадь Тверской заставы и Триумфальная арка. 1920-е. Источник: commons.wikimedia
Площадь Тверская застава в наши дни. Источник: mos.ru
Трансформация архитектурного пейзажа совсем не обязательно связана с утратами и/или радикальными преобразованиями — иногда для этого достаточно простого изменения колористической схемы. Примером подобной метаморфозы может... Читать далее
Откройте гугл или яндекс панорамы и посмотрите.
В век расцвета технологий задавать такие вопросы немного странно.
Да, по некоторым произведениям могут быть проблемы с локализацией, но говорить об этом Вообще - не имеет смысла.... Читать далее