Трансформация архитектурного пейзажа совсем не обязательно связана с утратами и/или радикальными преобразованиями — иногда для этого достаточно простого изменения колористической схемы. Примером подобной метаморфозы может служить Зимний дворец, который из-за пережитых им цветовых мутаций не всегда легко узнать даже на изображениях начала XX века.
Александр Бенуа «Петербург. Дворцовая площадь»
Согласно первоначальному архитектурному проекту, стены дворца имели оттенок теплой охры — ордерная система и пластический декор были выделены белым, что подтверждается картинами неизвестного художника с оригинала К. Кестнера (1760-е) и Г. Майера (1790-е), запечатлевших восточный и северный фасады Зимнего дворца. До пожара 1837 года фасады обновлялись строго в пределах схемы, кодифицированной Растрелли. В ходе восстановительных работ 1838–1839 гг. стены приобретают оттенок слоновой кости, а кровля окрашивается красноватым железным суриком. О том, как это выглядело, позволяют составить представление акварели В. Садовникова (1830-е), К. Бонштедта (1847), И. Шарлеманя (1853).
Василий Садовников «Вид Зимнего дворца со стороны Адмиралтейства. Развод караула», 1839
Принципиальному переосмыслению колористику Зимнего дворца подвергает Николай II: по его воле реализуется цветовое решение фасадов Зимнего дворца, выдержанное в колорите красного песчаника — без тонального выделения колонн и декора. В такой же цвет красят штаб Гвардейского корпуса и Главный штаб — и ансамбль Дворцовой площади превращается в терракотово-кирпичную массу. Это вызвало многочисленные возражения, однако император остался верен своему выбору.
Борис Кустодиев «Праздник в честь открытия ІІ конгресса Коминтерна 19 июля 1920 года. Демонстрация на площади Урицкого», 1921
Современное цветовое оформление фасады Зимнего дворца получили во второй половине 1940-х. В 2022 году образу, который закрепился за Эрмитажем в культурном сознании, исполняется 75 лет.
Тема, которой посвящен вопрос, весьма обширная. Я расскажу о нескольких интересных примерах, так или иначе связанных с Музеем русского импрессионизма.
В начале XX века многие русские художники – особенно те, кто развивал импресс... Читать далее
Откройте гугл или яндекс панорамы и посмотрите.
В век расцвета технологий задавать такие вопросы немного странно.
Да, по некоторым произведениям могут быть проблемы с локализацией, но говорить об этом Вообще - не имеет смысла.... Читать далее