Паула Модерзон-Беккер, книга и фильм о немецкой художнице
Пока не могу писать ничего своего, расскажу вам о книге, которая меня очень порадовала. Это роман Мари Дарьесек "Быть здесь - уже чудо" о немецкой художнице начала 20 века Пауле Модерзон-Беккер, издательство No kidding press. Скажем сразу, что книг о художницах вообще мало, ничтожно мало. И вот, среди книг оценивающих, книг сравнивающих, книг искусствоведчески-научно-объясняющих, книг обесценивающих и книг сухо-излагающих факты - настоящее чудо встретить книгу, которая душевно рассказывает о женщине. Книгу, чьи страницы наполнены любовью и вниманием. Чья интонация легка, словно вы сидите на кухне с подругой за чашкой чая и разговариваете о третьей, пока еще незнакомой вам девушке, но она уже заочно становится вам близка. Здесь не будет зубодробительных терминов и многоэтажных конструкций, но это не значит, что все будет поверхностно и легковесно. Здесь не будет подробно изложенных фактов, подкрепленных сносками на научные исследования, но вам захочется узнать больше и полезть гуглить информацию и картины.
Тем не менее, роман документален и опирается на биографии, письма и дневники не только Паулы, но и окружавших ее людей - художницы Клары Вестхофф, поэта Райнера Марии Рильке, художника и мужа Паулы Отто Модерзона и других. Жизнь Паулы Модерзон-Беккер была короткой и яркой, 30 лет на излете 19 века-начале 20-го. Работала она всего 14 лет, и за эти годы успела написать сотни холстов и тысячу рисунков, и несмотря на то, что нацисты успели уничтожить часть ее работ, как "дегенеративное искусство", многое сохранилось. Ее творчество относят к экспрессионизму. Она известна тем, что первой в истории написала свой обнаженный автопортрет в полный рост - для женщины сто лет назад шаг чрезвычайно смелый. Сохранились и места, где она жила и работала - есть ее дом-музей в Бремене (открытый аж в 1927 году), и до сих пор работает колония художников в Ворпсведе, где жили и творили несколько поколений мастеров, в том числе и Паула, и Клара, и Отто. Изданы письма Рильке, с которым они были очень близки. Издана сохранившаяся часть писем самой художницы (дневник погиб во время войн). Мы знаем о ней больше, чем о многих других женщинах. Но становится ли она от этого более понятной? Этим вопросом задается писательница Мари Дарьесек. И мне радостно, что она не бросается очертя голову судить и рядить о Пауле. Что задает больше вопросов, чем дает ответов. Что очень бережно указывает на пропасть между фактами, где таятся наши догадки, домыслы, умолчания. Мне нравится, что Мари не ставит на первый план историю отношений Паулы и Отто, что равное место в книге занимает ее дружба с Кларой Вестхофф, скульпторшей и в будущем женой Рильке, и отношения с самим Рильке, очень глубокие и нежные. Паула здесь - не жена, не мать, не возлюбленная и не муза. Она - это гораздо больше, чем все эти обусловленные социумом роли. И она остается загадкой, в чьи тени и полутона хочется вглядываться дальше, чтобы услышать что-то за гранью реальности, прикоснуться к ее мечтам, почувствовать тяжесть янтарных бус на шее и гладкость кожи, увидеть мягкий свет летних сумерек, что истекли уже сто лет назад. Есть также фильм под названием "Паула" - он не по книге, и акценты в нем расставлены иначе. Фильм тоже стоит просмотра, хотя там на первом плане именно семейно-любовная линия, как это часто бывает. Книга оставляет больше воздуха, больше пространства для собственных размышлений и дарит желание двигаться дальше.