Об образовательной среде впервые заговорил в 18 веке Жан Жак Руссо как «как поле для развития личности»
По мнению учёного, для формирования эффективной воспитательной/образовательной системы необходимо создать особую «образовательную среду», в которой были бы уравновешены потребности и возможности ученика.
Такая среда позволяет развить внутренний стержень, свободу выбора, независимость, так как подразумевает упор не на количество полученных знаний, а на способность выбирать свой индивидуальный путь в познании, на самостоятельность в принятии решений.
Сегодня это как понятные для каждого архитектора и учителя: освещение и оборудование, так и более тонкие моменты как сценарии, разные режимы использования, адаптивность среды и эмоциональная заряженность
К сожалению, когда начинаешь размышлять о передвижных перегородках, модульной мебели-конструкторе или каких-то классных педагогических технологиях, утыкаешься в контраст того, что во многих школах страны все еще нет не то что дверей, а и самих перегородок в туалете.
В книге Александра Мурашова «Откуда берутся нормальные люди» описаны как школы без учителей, где люди учатся, сидя за компами и перемещаясь по зданию, так и без классов как пространст для учебы.
Думаю, соревнования между средой и учителем это не про «или», а про «и»
На деле «рай с милым в шалаше» как и «обучение в варежках в холодной школе, но с классным учителем» (как было у меня в началке) на деле не так романтично и дает сомнительные результаты.
А ещё есть цифровая образовательная среда, вообще замечающая учителя, но это совсем другой вопрос 🙃