Теперь Кью работает в режиме чтения

Мы сохранили весь контент, но добавить что-то новое уже нельзя

Нужно ли учить архитектуре и урбанистике в школе? И если да, то как? А если нет, то почему?

Люди живут в домах и городах, но хорошо ли понимают их устройство? Что, если объяснять уже в школе некоторые вещи — как это делают на ОБЖ, на уроках труда? Чему бы вы хотели научить школьников?
ОбществоОбразование+3
Alexander Ostrogorsky
  ·   · 11,8 K
Математик, кандидат физико-математических наук...  · 14 февр 2022  · dothingspushthings.tilda.ws
Прежде всего, когда мы говорим о школе, и если речь о каких-то достаточно масштабных изменениях, надо учитывать сразу два слоя контекста.
Первый слой - ограниченность учебных часов. Ограниченны они как здравым смыслом, так и рекомендациями санитарных документов (и хотя это рекомендации, за их несоблюдение школу ждет множество неприятностей, как от вышестоящих органов, так и от родителей). В разных регионах и разных школах ситуация с часами разная, но практически везде достаточно напряженная. Эти ограничения означают, что любые новые уроки автоматически означают, что что-то мы из программы убираем.
Второй слой - педагогический состав. Несомненно, в российском школьном образовании работает множество самоотверженных и очень профессиональных педагогов. К сожалению, кадровый голод очень силен. Почему это важно в данном разрезе? Потому что именно кадры определяют успех того или иного нововведения. Если в целом не самую плохую идею про основы религиозных культур преподавать с позиций крайнего консерватизма, итог будет прямо противоположный. Сексуальное просвещение с позиций крайнего воздержания, хотя и эффективно, будет встречено смехом. Это верно и для любой самой прогрессивной идеи. Из моих личных примеров - история России, рассказываемая в школах Татарстана с колониальных позиций, заходит достаточно плохо.
Первая проблема частично решается различными форматами дополнительного образования, частично - распределением учебного содержания между различными предметами.
Вторая проблема глубже, и, боюсь, массово решить ее можно или перестройкой педагогического образования, или перекраиванием бюджетов (и это наименее эффективная мера и наиболее спорная мера), или большим общественным движением - но каждый из этих шагов сродни движению тектонических плит, невероятно сложен и влечёт за собой большие последствия.
Что, как мне кажется, здесь могло бы быть полезно с содержательной точки зрения.
1). Ощущение причастности к окружающему пространству. На уровне общественного пространства или, хотя бы, на уровне собственного двора. Что оно не казёное тут, а свое, нам тут жить. Понимание того, что среда влияет на нашу жизнь.
2). Логичное следствие отсюда - желание влиять на наполнение этого пространства. Grassroots-инициативами, коллаборациями, письмами депутатам, засадами на работников Жилищника, чем угодно.
3). Понимание особых потребностей разных людей и необходимости их включения в общественную жизнь - в том числе через свойства среды. В целом осознание того, что среда и государство для людей, а не люди для среды и государства. Понимание концепции и пользы разнообразия. Понимание необходимости делать среду удобной.
4). Некоторый эстетический базис.
У меня в целом нет ощущения, что эти четыре пункта нельзя уложить в существующие предметы при желании. Но вот кадровая проблема здесь будет очень остра, потому что даже в моих (кажется, довольно мягких) формулировках найдётся множество коллег, которые с ними не согласятся - а учить чему-то, с чем ты несогласен, невозможно.
1 эксперт согласен
Спасибо за такой внимательный и взвешенный взгляд на тему
Лучший
• занимаюсь проектами развития территорий ‌•...  · 25 нояб 2021  · taplink.cc/tutordasha
Считаю, что да, ведь сама это делаю 🙃 С командой Драконопроекта мы работали в рамках курсов доп образования по выходным в 2019 году в Европейской Гимназии и 91 школе А 20/21 учебный год я проработала как наставник по... Читать далее
Дарья Алексеенко Перейти на taplink.cc/tutordasha
3 эксперта согласны
Полезный практический опыт!
архитекторка, студентка, редакторка  · 6 февр 2022
Думаю, что учить детей урбанистике и архитектуре — необходимо. В первую очередь потому, что города — среда обитания. Если сравнивать с миром животных, то города — это экосистема со своими законами, в которой уживаются различные... Читать далее
2 эксперта согласны
Куратор сообщества удалил этот комментарий
Архитектор. Преподаватель кафедры архитектуры.  · 25 нояб 2021
Тут бы я немного разделил. Урбанистика в современном её состоянии в России - это скорее способность критически оглядываться по сторонам в поисках проблем и решений "как жить комфортнее" Архитектура - скорее пока из категории... Читать далее
Архитектура как философия мировоззренияПерейти на vk.com/tithink
1 эксперт согласен
Музыка в школе классическая, либо народная. Даже если учителя пытаются современную включать, то всё равно... Читать дальше
Педагог, автор канала Чадовед на Яндекс.Дзен  · 5 февр 2022
Уже давно веду кружок "Юный архитектор". Разработала свю методику в аспирантуре. Сейчас делюсь опытом на канале Чадовед. Кроме видеоуроков и тестов к ним есть экскурсии с детьми. Недавно опубликовала интервью со своим... Читать далее
Здорово, очень вдохновляет, спасибо!
Директор школы, учитель истории и обществознания  · 15 февр 2022
Я считаю, что нет. Это сложные для изучения предметы и лежат в сфере профессионального обучения. В школе таких узких специалистов нет, равно как не существует такой программы в федеральных стандартах. Возможно, в рамках... Читать далее
Только философия. Всё остальное -- её частности.   · 16 февр 2022
Архитектура-урбанистика-градостроительство в школе имеет смысл как профориентация - знакомство детей с сущностью этих профессий. Сюда же - все виды дизайна. Но эо при условии, что школа эту свою основную миссию - профориентацию... Читать далее
Инженер-проектировщик в сфере генеральных планов,...  · 25 нояб 2021  · dzen.ru/teo_feo_greenhouse
А для чего? В рамках истории искусств? Но многим это не нужно, потому что люди в большинстве просто далеки от этого. Средний уровень будет 2-3 из 5. Ну либо натянутые родителями пятерки ни за что. Да и ценность тех знаний... Читать далее
Хорошо не там где нас нет, а там где мы делаем хорошоПерейти на dzen.ru/teo_feo_greenhouse
Помощь детям с ОВЗ,НОДА,ЗПР,ТНР, РАС,нарушение...  · 26 нояб 2021  · lepectok82.ru
Конечно, нет.... потому что, архитектуру и урбанистику преподают в высших заведениях.... дети в будущем выбирают себе профессию и обучаются этим дисциплинам.
Светлана ВикторовнаПерейти на t.me/lepectok82
1 эксперт не согласен
недостаточно аргументировано. математику, к примеру, тоже преподают в высших учебных заведениях. хотя мнение, вне... Читать дальше
Специалист по управлению отходами и декоративному...  · 14 февр 2022
Кто интересуется этой темой - сам найдет нужные книги и изучит вопрос. Учить принудительно всех? Сомнительная затея, да и цели какие? Участвовать в градостроительном процессе? На каких принципах, извините? Чтобы дети стали... Читать далее