Неожиданно обнаружил себя в странном состоянии. Опыта проектирования офисов у меня много (больше 500 реализованных проектов точно), но как это уместить в формат ответа — ума не приложу.
Давайте начну с особенностей.
Для меня изнутри профессии совершенно очевидно, что архитектор проектирующий жилые здания, общественные или архитектор, проектирующий интерьеры (офисные, жилые, общественные) — это все разные специальности. Факт того, что я, например, хорошо проектирую офисы, совершенно не значит, что я хорошо (а то и вообще удовлетворительно) смогу спроектировать детский сад или офисное здание. Часть навыков однозначно пересекается, но специфические - нет.
Я для себя за годы практики сформулировал что такое офис. Офис — это специфическое производство, на котором работники занимаются в основном интеллектуальным трудом. И первой спецификой является то, что архитектор должен знать и понимать как работает, как устроено это специфическое производство. Причем иногда архитектор должен это знать даже лучше, чем тот, кто этим специфическим производством управляет.
Современный офис — сложная инженерная машина к которой часто предъявляются еще и довольно высокие эстетические требования. Это отличает офис, например, от жилья, где эстетические требования важнее и сложнее, чем инженерная оснащенность. С другой стороны офис это не цех чистого фармакологического производства, где инженерная сложность еще выше, но эстетические требования скорее минимальны.
Еще одна специфика состоит в том, что в офисе люди выполняют специфическую работу. К ним чаще всего нельзя относиться как к рабочим. Нужно учитывать мотивацию, формирование "командного духа" и даже эмоции. Передовые работодатели говорят уже не об эргономике, а о гедономике - то есть «пропаганде удовольствия и использование технологий для улучшения самочувствия на рабочем месте».
Само по себе проектирование офисов не такое уж сложное. Это не проектирование уникального вантового моста и не проект реконструкции исторического здания. Сложность в основном коммуникативная. Необходимо общаться с командой, понимать как работает корпоративная политика (и, да, корпоративная бюрократия), обладать достаточно развитым красноречием, уметь управлять проектом.
Самое сложное в проектировании офисов мне выделить непросто. Наиболее ощущаются мне собственные творческие ограничения, пожалуй. Да-да, не ограничения заказчиков, а собственные. Дело в том, что с опытом глаз неизбежно замыливается, мозг обращается к отработанным приемам и навыкам. И бывает очень непросто обратить на это свое внимание и буквально за шкирку заставить себя думать нестандартно (относительно самого себя нестандартно, разумеется).
Бывает очень сложно делать проще (менее эстетично), чем можно было бы. У нас есть свои представления о качестве, о том, что можно сделать. А заказчик частенько просто не готов морально к тому результату, который, на самом деле, вполне может себе позволить. Как я говорю, заказчика можно помочь подняться только на одну ступеньку качества за раз. Но это не уникальность офисного проектирования, конечно.
Заметные сложности доставляют нормы. Даже не нормы, а их отслеживание и отслеживание взаимосвязи норм в том числе. Во-первых, нормы понемногу постоянно меняются. Во-вторых, даже зная нормы, необходимо их довести до практического применения.
В реализации сложны не какие-то конкретные вещи, а скорее уникальное стечение обстоятельств вызывающее непредсказуемость процесса. Например, когда перестраивается рынок материалов (как сейчас) это делает процесс проектирования и строительства более непредсказуемым и, как следствие, сложным.