Теперь Кью работает в режиме чтения

Мы сохранили весь контент, но добавить что-то новое уже нельзя

Как вы оцениваете перспективы развития проектной организации в формате бизнес - онлайн, без офиса и постоянных сотрудников?

Опишите внушает ли доверие онлайн форма работы проектной организации заказчикам, какие программы будут востребованы для дистанционной работы над объектом, проведения совещаний, хранения информации и подписания и согласования документации. Делимся опытом!!!
Бизнес и менеджментОбщение+3
Диляра Зайнутдинова
  ·   · 1,7 K
Руководитель архитектурной студии ⚡ архитектор...  · 7 февр 2023  · meandre.ru
Хочу добавить (или уточнить?) к ответу Федора. 
Даже небольшая студия (как наша) испытывает серьезные трудности при переходе в онлайн. Так или иначе я касаюсь этого в своих ответах здесь, в сообществе, но не грех повториться.
  1. Проектная организация без офиса и постоянных сотрудников. Для меня два эти параметра во многом взаимосвязаны. Без офиса полностью исключается неформальное общение, естественный обмен идеями и опытом. А это имеет критическую важность. Проектная организация, во всяком случае стремящаяся хоть к каким-то достижениям, это не набор людей, это именно что команда. Я горжусь тем, что 3 раза в жизни собирал вместе проектные коллективы. Стабильные команды людей, которые потом успешно работают, где-то подталкивая, где-то подтягивая друг друга. У этого "командостроения" есть своя технология и она не работает удаленно от слова вообще. Команда формируется исключительно в работе плечом к плечу. А раз так, то нужен какой-то лагерь. Офис как раз и является таким "базовым лагерем". Это должен быть именно офис, а не коворкинг/wework/starbucks, потому что команде необходимо ощущение своего, а не временного места. Почему? Дело в том, что проектировщик это не слесарь на сборочной линии. Не получается взять нового человека и "поставить его на линию" через 1-3 месяца. Команде необходимо передать, а человеку воспринять опыт. Даже в нашей маленькой студии, где можно попробовать силы вообще во всем, для выхода на самостоятельное проектирование (уровня ГАПа, ГИПа, ведущего инженера системы) требуются годы. 3, 4, 5. Чтобы создать крепкую команду, нужно, чтобы человек все это время не чувствовал себя "на чемоданах", чувствовал уверенность в завтрашнем дне, стабильность. Поэтому все равно нужен офис. И, надеюсь теперь понятно, по этой же причине не получается работать с непостоянными сотрудниками. Коммуникации между людьми тоже оттачиваются годами. Команда вкладывает в каждого вновь прибывшего человека колоссальное количество сил, времени, внимания, уважения (часто в кредит). Я несколько раз пробовал и считаю, что ставка на временно нанятых сотрудников работает против студии. Поэтому я уверен, что в будущем ничего не изменится. Студиям и бюро нужны будут офисы и ядро команд будут составлять постоянные сотрудники.
  2. "Бизнес-онлайн". При всем вышесказанном, я считаю, что проектный бизнес будет все более оцифровываться. Но я вижу основное направление тут не в "обонлайнивании" команды, а упорядочивании общения с заказчиками и смежниками. Мы, вот, например, с поставщиками/производителями стараемся смещать общение в онлайн, причем не просто "давайте в вотсап", а через своеобразный интерфейс, который помогает и нам, и поставщикам обмениваться информацией. С заказчиками полностью в онлайн тоже уйти не удастся. Нужны живые обсуждения. Это совершенно очевидно всем, кто видел прорывы в ходе таких обсуждений. Как пример - мы можем мусолить какой-то вопрос несколько недель, потом настоять на живой встрече и решить все за час общения. У меня есть этому объяснение, но формат ответа не предполагает  раскрытия каждого пункта до размера отдельного поста.
  3. "Опишите внушает ли доверие онлайн форма работы проектной организации заказчикам". У каждой организации (я надеюсь) есть внутренняя процедура квалификации (отбора) заказчика. В нашей процедуре отказ заказчика от встречи сразу же делает его проект в 10 раз менее привлекательным. Это я к тому, что если онлайн формат внушает доверие заказчику, то такой заказчик может внушать недоверие проектировщику. И заказчику это нужно учитывать. Но если говорить вообще, я бы не сказал, что в последние 2-3 года что-то сильно меняется в отношении заказчиков к онлайн взаимодействиям. Все примерно одинаково понимают важность личных встреч и того, какие обсуждения можно перенести в онлайн.
  4. Что касается программ, я не думаю, что в ближайшее десятилетие мы увидим принципиальные изменения (доступный VR существует уже больше 10 лет, а в архитектуру он все еще проникает с большущим скрипом). Инструменты по большей части изобретены. Они просто будут продолжать совершенствоваться (для этого достаточно внимательно почитать Release notes главных продуктов за 10-15 последних лет) . Удачные находки в одних продуктах возможно будут заимствоваться продуктами из других областей. Как ни странно, мне кажется основное развитие будет происходить не в довольно специфическом рынке ПО для проектировщиков, а на уровне ПО для заказчиков, то есть для обычных людей. 
На самом деле проблема глубокая и нюансов "почему не онлайн" очень много. О них можно говорить бесконечно. Да... Читать дальше
Архитектор, градостроитель  · 21 февр 2023
Я считаю, что инженеры и архитекторы, долгое время работающие вместе, могут работать удалённо. Т.к. они уже притерлись друг к другу. Если это не так, то на притирку уйдет в 5 раз больше времени, а значит пострадает процесс.
Инженер-проектировщик в сфере генеральных планов,...  · 5 февр 2023  · dzen.ru/teo_feo_greenhouse
Для мелких объектов типа жилья, небольших общественных зданий (школы, детские сады), небольшие складские и производственные объекты - не проблема. Так давно работают. А вот что-то крупное, серьезное, связанное с секретным... Читать далее
Хорошо не там где нас нет, а там где мы делаем хорошоПерейти на dzen.ru/teo_feo_greenhouse
Спасибо за ответ. Из крупных компаний к примеру ПИК давно работает дистанционно с специалистами. Молодые... Читать дальше