Теперь Кью работает в режиме чтения

Мы сохранили весь контент, но добавить что-то новое уже нельзя
Кинокритик, автор рубрики «Кино» в «Афише» и Time...  · 24 нояб 2022

От «Метрополиса» до «Высотки»: 5 фильмов для архитекторов

Архитектура есть практически в каждом фильме, но в некоторых лентах городские пейзажи и пространства не ограничиваются фоновыми декорациями и имеют важное значение для развития сюжета. Образ проектировщиков зданий в кино встречается реже, однако приятные исключения тоже бывают. Существуют десятки достойных фильмов для архитекторов, сегодня поговорим о самых любопытных из них.
«Метрополис», 1927, реж. Фриц Ланг
Эпичная для своего времени футуристическая антиутопия Фрица Ланга «Метрополис» разворачивается в декорациях города будущего и демонстрирует классовый разрыв между бедняками и богачами. По сюжету рабочие теснятся глубоко под землей и не поднимаются выше машинного цеха, а элита живет на самом верху и пользуется всеми благами города. Основная сюжетная линия строится вокруг молодого аристократа Фредера (Густав Фрёлих) — сына владельца Метрополиса. Покоренный красотой девушки из низших слоев влюбленный герой спускается на промышленный уровень и примыкает к жителям глубины. Местные терпеливо выжидают лучшей жизни и не поднимают восстание только благодаря проповедующей мир Марии (Бригитта Хельм) — той самой девушки, ради которой Фредер затеял «переезд» в город рабочих.
Немецкая антиутопическая драма «Метрополис» по праву считается одним из главных архитектурных киношедевров. Для съемок фильма было создано большое количество миниатюрных моделей небоскребов и зданий по проектам лучших немецких проектировщиков того времени. Продемонстрированный Лангом утопический город сочетает в себе разные архитектурные стили с преобладанием ар-деко. Современного зрителя формат черно-белого немого кино длительностью два с половиной часа может отпугнуть, но не только синефилы получат удовольствие от просмотра. Невероятный футуристический город с высотками и небоскребами в нью-йоркском стиле, несомненно, вдохновит поклонников архитектурного искусства.
«Источник», 1949, реж. Кинг Видор
Черно-белая драма «Источник» — один из немногих действительно стоящих художественных фильмов о внутренней кухне работы проектировщиков. В центре сюжета гениальный архитектор Говард Рорк (Гэри Купер), который выделяется среди посредственных коллег своими нестандартными дизайнерскими решениями. Необычные проекты Рорка отличаются от общепризнанных стандартов, поэтому герою сложно найти работу. Адаптировать свой уникальный талант ко вкусам толпы и отказаться от своих принципов в угоду заказчиков непоколебимый творец не согласится ни при каких условиях. Говард скорее разрушит свою карьеру, чем начнет строить банальные здания.
Фильм «Источник» основан на одноименном романе Айн Рэнд. Одним из прототипов главного героя стал знаменитый американский архитектор-новатор Фрэнк Ллойд Райт. Особое внимание в фильме уделено процессам согласования эскизов и презентации макетов, а также гонке архитекторов за проектами. Разумеется, функциональные и геометричные шедевры главного героя тоже появляются в кадре: от необычных заправок и загородных домов до впечатляющих своим видом высоток и небоскребов. А чтобы это кино было интересно широкой публике, одной из основных сюжетных линий стал любовный треугольник.
«Время развлечений», 1967, реж. Жак Тати
Французская комедия Жака Тати «Время развлечений» в ироничном ключе высмеивает уродливость современных мегаполисов. Действие фильма разворачивается в «современном» туристическом Париже, хотя узнать столицу Франции в фильме практически невозможно. Показанный город состоит из безликих новомодных зданий и повторяющихся серых помещений со стеклянными стенами, а знаменитую Эйфелеву башню можно увидеть лишь раз в отражении двери. Одна из основных фантазий Тати заключается в том, что в мире будущего не останется ничего оригинального, и все города будут выглядеть одинаково. Для фильма была создана масштабная копия «ультрасовременного» Парижа с огромными макетами, расставленными вдоль улиц. В некоторых эпизодах для экономии использовали гигантские фотографии, имитирующие архитектуру и интерьеры.
Главный герой фильма месье Юло (его играет сам Тати) весь фильм растерянно мечется по стеклобетонному лабиринту Парижа и попадает в неловкие ситуации из-за сомнительных архитектурных решений местных градостроителей. Шесть эпизодов кряду зритель наблюдает бесконечную хохму, разворачивающуюся в стерильных локациях безликого аэропорта, функционального офиса, инновационного выставочного зала, модерновой квартиры и фешенебельного ресторана. Во всей этой суете и беспомощности против функционализма герой не одинок. Прибывшие в город американские туристы, как и добрая часть местных жителей, тоже никак не могут привыкнуть к ультрасовременным изыскам проектировщиков, хотя, в отличие от главного героя, тщательно это скрывают.
«Начало», 2010, реж. Кристофер Нолан
Визуальный киношедевр Кристофера Нолана «Начало» снискал особую популярность среди представителей творческих профессий. Одна только сцена «складывания» улицы стала источником вдохновения дизайнеров и проектировщиков по всему миру. Наравне с идеей осознанных сновидений, именно работа архитектора является центральной темой фильма. Сюжет развивается вокруг формирования реальности в подсознании других людей. Сюда относится проектирование зданий, улиц и даже целых городов. Особое внимание постановщик уделил парадоксальной архитектуре и возможности создания нереальных форм.

Главный герой Кобб (Леонардо ДиКаприо) — профессиональный извлекатель секретной информации из глубин человеческого подсознания. Когда-то он сам проектировал реальность в чужих сновидениях, но после смерти жены ему пришлось отказаться от создания мира иллюзий. Вместе с напарником Артуром (Джозеф Гордон-Левитт) извлекатель готовится к новому заданию. Для реализации плана одного очень влиятельного человека Кобб приглашает талантливую студентку архитектурного факультета Ариадну (Эллиот Пейдж), имитатора Имса (Том Харди) и химика Юсуфа (Дилип Рао). На этот раз профессиональные воры должны сделать невозможное. Их миссия не украсть идею, а внедрить ее.
«Высотка», 2015, реж. Бен Уитли
Еще один фильм, в котором важную роль играют архитектура и образ проектировщика — британская «Высотка». Антиутопия Бена Уитли демонстрирует обманчиво идеальный мир внутри замкнутой инфраструктуры. В основу сценария лег одноименный роман Джеймса Балларда, выпущенный в середине 70-х. История происходит в альтернативном Лондоне образца 1975 года, а действие разворачивается в стенах 40-этажного жилого комплекса. Кроме впечатляющих архитектурных и интерьерных решений, в этом кино есть на что посмотреть. Например, Том Хиддлстон здесь тоже заслуживает внимания.
Талантливый архитектор Энтони Ройял (Джереми Айронс) вообразил, что создал идеальный проект многоквартирного небоскреба. Кроме апартаментов, в элитном доме предусмотрено все необходимое для комфортной жизни: супермаркет, школа, спортзал, бассейн. По этой причине жители высотки добровольно изолируются от внешнего мира и создают закрытое сообщество. Среди квартирантов прослеживается явное разделение по социальным классам. На нижних этажах обосновались малообеспеченные семьи, посередине оказалась интеллигенция, наверху поселилась элита, а в пентхаусе обитает сам Архитектор. Когда тестируемая система дает сбой, внутри замкнутой инфраструктуры начинается классовая война с неконтролируемым ростом агрессии и вспышками насилия. Доктор Роберт Лэнг (Том Хиддлстон) с 25-го этажа становится пассивным наблюдателем открытых противостояний соседей и при всех неудобствах, кажется, доволен жизнью в высотке.

Текст: Юлия Салихова
Кино+2
1 эксперт согласен
Помню, как меня впечатлил в университете «Источник», надо бы пересмотреть! Но у Видора вообще все интересно, какое... Читать дальше
Юлия, огромное спасибо вам за подборку! 🤩
А вот для архитекторов как фильм смотрится? «Источник», я имею в виду? Да и другие) Если с точки зрения профессии… Или вот Жак Тати? Это тоже не единственный его фильм, который использует современные архитектурные (и дизайнерские) формы, но скорее, чтобы критиковать их и современность, ее консюмеристский характер.
Я бы добавил Окно во Двор и Темный Город. 
Роскошная подборка. Ещё вспомнился "Бегущий по лезвию" как старый, так и новый фильм.