Теперь Кью работает в режиме чтения

Мы сохранили весь контент, но добавить что-то новое уже нельзя
Исследователь коллективной памяти, руководитель...  · 11 апр 2022  · memory_studies.tilda.ws

Мозаики на станции метро Новокузнецкая

Если вы были на станции метро Новокузнецкая в Москве, то наверняка обращали внимание на мозаичные плафоны в центре зала.
Изначально они создавались для украшения станции метро Павелецкая Замоскворецкой линии, которая в проектном варианте называлась Донбасской. Архитектурный конкурс на проектирование станции в 1938 г. выиграли братья Виктор и Александр Веснины, некогда активные участники движения конструктивистов, освоившие большой сталинский стиль.
Эскизы Весниных, фото с выставки в Музее архитектуры, взято отсюда.
Восьмигранники на потолке в окончательном проекте стали мозаиками. Эскизы мозаичных панно были выполнены художником Александром Дейнекой, всего 14 сюжетов. Художественная особенность панно состоит в том, что зритель смотрит снизу, из разверзшейся земли, на то, что происходит на поверхности. Похожий приём Дейнека использовал для мозаик на Маяковской, но там был вид скорее с поверхности земли, а здесь - из-под неё.
Набирал панно знаменитый мозаичист Владимир Фролов - создатель мозаичного убранства Спаса-на-Крови и мавзолея Ленина, реставратор мозаик Софии Киевской и автор ещё многих десятков мозаик, среди которых те самые с Маяковской.
По одной из версий, именно мозаики для Донбасской были последней работой Фролова: он умер от голода в блокадном Ленинграде в 3 февраля 1942 г. и был похоронен в братской могиле профессоров Академии художеств. По другой версии, мозаики для Донбасской были выполнены прямо перед войной, а последними были для Фролова мозаики для станции метро Завод имени Сталина (ныне Автозаводская), и именно их эвакуировали в Москву по дороге жизни.
В любом случае работа Фролова во время Блокады была поистине героической: в мастерской были выбиты стёкла, окна были закрыты фанерой, свои последние мозаики Фролов собирал при свете керосиновой лампы. И хотелось бы верить, что человек, умирающий от голода, собирал не девушек с персиковыми деревьями.
Доставленные в Москву из Ленинграда панно, однако, не пригодились для станции Донбасская: металлоконструкции для неё не успели вывезти из оккупированного Днепропетровска (по другой версии - Харькова), поэтому решено было срочно менять проект станции.
Павелецкая была открыта 20 ноября 1943 г. как станция без центрального зала (архитекторы Душкин и Князев), мозаичные панно прикрепить там было некуда. Узнав об этом, архитектор Игорь Таранов решил забрать мозаики на свою станцию Новокузнецкая, открывавшуюся в то же время. Однако, длина зала Новокузнецкой не позволяла вместить все 14 мозаик, поэтому Таранов забрал всего 8. Помимо собирательниц персиков (или яблок?) (названия, которые я нашла - «Садоводы» и «Яблочные сады») на станции можно увидеть следующие панно:
«Сталевары»
«Машиностроители» или «Машиностроение Донбасса»
«Строители»
«Авиаторы» или «Авиация»
«Лыжники и торжество индустриализации» или просто «Лыжники» (лыжники провожают взглядом поезд, несущийся по мосту Бачелиса)
«Шахтёры» (есть сведения, что панно было на Новокузнецкой, но сейчас его нельзя увидеть, потому что оно было демонтировано в конце 1950-х гг. при строительстве гермозатвора)
В вестибюле станции Новокузнецкая находится панно «Парад физкультурников»:
Где находятся сейчас «Шахтёры» и остальные 6 панно - неизвестно.
Вот такая удивительная история о труде художников и архитекторов, во время войны открывавших новые станции метро и собиравших для них мозаики про мирную жизнь.
Канал про исследования памятиПерейти на t.me/memory_studies
Невероятно красиво, монументально! Воспевание созидательного труда в искусстве. Мозаика - моя любовь на веки вечные
Нашла в альбоме «Дейнека. Монументальное искусство. Скульптура» (2011) страницы с эскизами плафонов для Донбасской. Там есть ещё несколько сюжетов, которые не сохранились: хоровод, шахтеры в забое и футболисты. И названия у некоторых плафонов отличаются от тех, что я находила ранее.
Мастерская Фролова набирает панно «Машиностроение»
Эскизы станции «Донбасская» с плафонами (изначально хотели вписать их в квадрат, видимо)
Такую газетную вырезку нашла в статье краеведа Алексея Орлова о легендах станции Новокузнецкая
Место знаковое. Построено из руин церкви Параскевы Пятницы.
а где вы нашли цветной эскиз "шахтёров"?