Здравствуйте!
Игра – это не только источник радости для малыша, но и основной инструмент для развития творческих способностей, физического и социального воспитания.
В раннем возрасте мозговая деятельность малыша направлена на развитие наглядно-действенного мышления. То есть он видит, трогает и берет в рот окружающие предметы, узнает их свойства. Например: деревянная игрушка – твердая, бумага – рвется, домашняя кошка – царапается, вода – холодная, подушка – мягкая. С взрослением ребенок уже начинает играть с предметами по своему замыслу – не просто разбрасывает кубики, а строит башню, укладывает куклу в кроватку и пр. Его внимание становится более устойчивым, он следит за действиями родителей и старается их повторить. Вместе с вами малыш учится, получает и запоминает новую информацию, тренирует память и развивает речевой аппарат. Ваша задача на этом этапе – подобрать те игры, которые помогут ребенку гармонично развиваться, как в физическом, так и эмоциональном плане.
Малыш в двухлетнем возрасте не может сконцентрировать внимание на одном деле более 20-30 минут. Поэтому старайтесь чередовать активные занятия с более спокойными играми, побуждайте малыша проявлять активность. Помните, что главной целью совместных игр является получение удовольствия!
Игры для моторики и сенсорики
Специалисты считают, что развитая мелкая моторика у ребенка является одним из показателей формирования мозга, центральной нервной системы и внутренних органов. Постоянная тренировка пальцев рук и ног способствует развитию речи, памяти, воображения и мышления.
Сенсорика – восприятие объектов окружающего мира. Малышу необходимо трогать, нюхать, пробовать на вкус предмет, чтобы понять, что он собой представляет и для чего он нужен.
Предлагаю несколько вариантов игр для детей 2,5 года на тактильность, форму и цвет:
- Игра на вкус. Нарежьте дольками любые фрукты и овощи. Положите их в непрозрачный мешок и попросите малыша с закрытыми глазами достать оттуда кусочек и съесть. Ему надо отгадать и назвать продукт.
- Занятие на цвет. Положите перед малышом несколько игрушек разного цвета. Попросите его найти в комнате предметы этих цветов.
- Тактильная игра. Пусть малыш потрогает ладони мамы, папы, бабушки, дедушки, сестры или брата. Усложните задачу, повторите задание только с закрытыми глазами. Теперь ребенок должен отгадать, чья рука коснулась его.
- Игра на определение формы. В прозрачный контейнер положите пуговицы разных видов (круглые, овальные, квадратные) и попросите ребенка разложить мелкие предметы в три ящика по формам.
- Рисование пальцами. В плоскую тарелку большого размера насыпьте манную крупу. Дайте задание нарисовать квадрат, круг, треугольник или другие фигуры.
Еще больше игр на развитие мелкой моторики у ребенка 2,5 лет вы найдете в этой статье – https://academy-of-curiosity.ru/fizicheskoe-razvitie/igry-na-razvitie-melkoj-motoriki-dlya-detej-2-3-let/
Игры на физическое развитие
В 2,5 года ребенку трудно усидеть на месте, ему необходимо постоянно куда-то бежать, прыгать и залезать туда, куда нельзя. Совместные подвижные игры способствуют развитию координации движений, активизируют обменные процессы организма и кровообращение, снимают импульсивность и учат малыша работать в коллективе (развивается чувство справедливости, честности и сопереживания).
Игры для непоседливого малыша::
- «Солнечный зайчик». Направляйте включенный фонарь на стену или комнатную дверь. Попросите ребенка поймать солнечного зайчика руками. Если отражение окажется на полу – пусть малыш ловит его ножками.
- Бег со змеей. Включите музыку. В это время ваш ребенок пусть веселится, танцует и бегает. Как только смолкнет музыка, малыш должен остаться на месте и присесть на корточки. Вы с импровизированной змеей (ее можно сделать из шнурка или ремня) ползете мимо ребенка, который проявляет выдержку и не убегает от нее.
- Морская тематика. Начертите на асфальте мелками круги разного диаметра. Большой – океан, средний – море, маленькие – озера. Дайте команду «океан» или «море», а ваш ребенок должен встать в соответствующий кружок.
- Игра в колокольчик. Ребенок стоит в одной комнате, а вы звените колокольчиком в другой. Задача – найти вас по звуку. Вы хвалите и меняете комнату, игра продолжается.
Познаем окружающий мир
Большую роль в формировании личности играют совместные прогулки по улицам, в парке, на природе, где родители показывают и объясняют назначение окружающих предметов.
Психологи рекомендуют проводить развивающие недели. Выбирайте темы, которые интересны ребенку. Например, он увлечен машинами, рассказывайте ему, какие бывают транспортные средства, в чем их особенность, какие задачи выполняют. Подключайте все виды чувств: послушайте сигналы машин, посмотрите картинки, почитайте детские книжки, слепите поделку из пластилина, постройте импровизированную дорогу с пешеходным переходом и знаками из подручных материалов.
Готовые сценарии и шаблоны это хорошо, но вы лучше знаете своего ребенка и его предпочтения. Проявите фантазию, отступите от правил, найдите свои «фишки» и так вы раскроете индивидуальность малыша через игры!
С уважением, Ирина Дяченко,
Создатель Академии Любознательности.