Автор проекта «Академия Любознательности» https://... · 1 июн 2023
Звериная логика
Миле 4,5 годика недавно к ним в садик пришёл психолог, стал раскладывать перед ними картинки, на которых были нарисованы разные звери, и стал спрашивать: «Кто из них лишний». Миле досталась такая компания: Волк, лиса, кот и ёж.
– Так, и кто же здесь лишний? – спрашивает психолог.
– Нет, Мила. Ну… давай, подумаем вместе, – говорит психолог. – Где живут волк, лиса и ёж?
– В лесу.
– А кот?
– Дома.
– Ну… так кто здесь лишний? – обрадовался психолог.
– Ёж! – снова уверенно говорит Мила.
– Да почему же? – удивился психолог.
– Ну вот Вы сами спрашиваете, а правильный ответ не знаете, – спокойно ответила Мила. – Ёжик колючий, а остальные меховые!
----
Эту историю я услышала на детском радио в программе «Вот ведь удивили», и она мне очень отозвалась. Ведь я сейчас пишу диплом на тему «Развитие мышления у детей старшего дошкольного возраста», и одна из методик для диагностики уровня развития мышления – это методика «Исключение предметов», которую разработала Н.Л. Белопольская. Как раз такая же, как использовал психолог из рассказа на детском радио.
Методика известна многим как логическая задачка «Четвертый лишний», она часто встречается в методических пособиях для развития логики, в развивающих играх и подходит для детей от 3 лет.
Методика позволяет оценить уровень обобщения предметов, а также логические процессы анализа, сравнения и синтеза. Чтобы найти неподходящий предмет, нужно оценить весь ряд, найти общие черты у трех изображений, а потом словесно объяснить – почему именно ребенок считает один из предметов лишним.
Особенность методики «Исключение предметов» от Н.Л. Белопольской в том, что в разных карточках предметы подобраны по разным степеням обобщения. Всего в методике 28 карточек с заданиями, разбитых по 7 уровням сложности. Показывая ребенку первые карточки, обязательно инструктируйте его, например, так:
«Посмотри! На этой карточке нарисованы четыре картинки: ландыш, колокольчик, василек и кошка. Три из них подходят друг к другу, их можно назвать одним словом, а одна картинка — лишняя, сюда не подходит. Какая картинка здесь лишняя?». После того, как ребенок выберет кошку, поинтересуйтесь, почему он так решил. Со следующими карточками, если ребенок уже понял принцип задания, можно обходиться проще, спрашивать: «Посмотри на картинки, какая из них лишняя?».
Как оценивать результаты?
✔️Отмечать верный ответ. Если ребенок назвал с первого раза не правильную картинку, не исправлять его, а давать возможность еще подумать: «Ты уверен? Посмотри, какие еще предметы отличаются?».
✔️Отмечать степень развернутости ответа.
Более подробное описание методики, а также комментарии о возрастных особенностях процесса обобщение вы можете найти в методичке, ссылка для скачивания: https://disk.yandex.ru/i/C0JJhM09KBYvjA. Здесь же есть все карточки для скачивания, разделенные по сложности.