Одним из первых в XIX в. психофизиологическими проблемами занялся английский физик и врач Томас Юнг (1773–1829). В 1802 г. Юнг публикует научный труд, посвященный теории цветовидения, в соответствии с которой в сетчатой оболочке глаза существует три рода чувствительных волокон, реагирующих на три основных цвета.
Интересную концепцию разработал немецкий физиолог Иоганнес Мюллер (1801–1858), отстаивавший применение экспериментальных методов в физиологии. Результаты своих исследований И.Мюллер изложил в многотомном «Руководстве по физиологии человека» (1833–1840). Эта работа вызвала большой интерес в других странах. В частности, в 1838 г. на английский язык был переведен первый, а в 1842-м - второй том «Руководства». И. Мюллер создал теорию специфической энергии органов чувств. Эта теория основывалась на хорошо известном бытовом факте: если человека ударят в глаз, то у него «из глаз сыпятся искры», а если ударить по уху, то у него «звенит в ушах». В своих экспериментах Мюллер воздействовал на разные органы чувств одним и тем же раздражителем - электрическим током - и получал аналогичный эффект: в глазах появлялись световые вспышки, а в ушах - звуковые шумы. Значит, говорит Мюллер, когда мир воздействует на нас, он активизирует некую специфическую энергию, которая существует в данном конкретном анализаторе. Сделал Мюллер и еще один вывод: никакой иной энергией, кроме известной физике, нервная ткань не обладает.
Теория Мюллера, разумеется, вызвала настороженное отношение его коллег, особенно тех, кто был склонен к безоговорочному признанию сенсуализма. Действительно, выводы Мюллера, повторим еще раз, основанные на безупречных экспериментальных данных и очевидных житейских наблюдениях, указывали на отличие образов нашего сознания от того, что существует в так называемой объективной реальности. Эта теория до сих пор слишком непривычна и остается на периферии научного знания. Впрочем, кроме теории Мюллера, имеются и другие теории и эмпирические факты, на которые не обращает внимание научное сообщество. Никто не отрицает их существование (в отличие, например, от так называемых парапсихологических фактов), но большинство затрудняется разместить их в системе существующих научных представлений. Такие факты не укладываются в существующую научную парадигму, и их недостаточно, чтобы эту парадигму изменить.
Еще один немецкий физиолог - Герман Людвиг Фердинанд фон Гельмгольц (1821-1894) - внес существенный вклад в развитие психологических представлений XIX в. Он известен как автор так называемой теории иероглифов. Продолжая размышления И. Мюллера, Гельмгольц утверждает, что психический образ - это знак, «иероглиф», который не отображает истинный объект, а дает только его условное изображение. Так, иероглиф в письменности некоторых восточных народов возник как прямой рисунок предмета, но в дальнейшем стал наполняться иной символикой и теперь является чем-то вроде многозначной буквы. Иероглиф настолько стилизовал и схематизировал действительность, что сегодня трудно предположить, какую чувственную реальность он когда-то изображал. Точно так же, считал Гельмгольц, по образу, который дает нам восприятие, трудно судить о том мире, который нас окружает.
Г. Гельмгольц предложил еще одну концепцию, которую назвал теорией бессознательных умозаключений. В соответствии с этой теорией содержимое восприятия поступает в систему внутреннего опыта не в «чистом» виде, как утверждает классический сенсуализм, а опирается на данные опыта. При этом процесс восприятия напоминает структуру логического силлогизма, в соответствии с которым работает мышление логически рассуждающего человека. Продемонстрируем структуру логического мышления, использовав следующий силлогизм.
Все люди смертны. Сократ — человек. Следовательно, Сократ смертен.
По той же схеме работает и восприятие человека, утверждает Г. Гельмгольц. Как разум исходит из общих посылок («все люди смертны»), так и зрение исходит из общих посылок нашего опыта. Разумеется, нельзя сказать, что зрение тождественно разуму, но механизм работы зрения похож на механизм работы разума. Например, наш опыт подсказывает нам, что все растения зеленого цвета. Тогда, если мы воспринимаем что-то зеленое, мы должны сделать вывод, что мы, возможно, видим растение. С точки зрения теории бессознательных умозаключений наш глаз делает свои выводы, не опираясь на сознание. Выводы восприятия осуществляются бессознательно. И чем больше сведений хранит наш опыт, тем больше у нас шансов на правильный вывод. Например, если наш глаз «знает», что растение - не только зеленое, что у него есть еще стебель, и обнаруживает нечто обладающее стеблем и зеленого цвета, то и вероятность того, что мы воспринимаем растение, возрастает.
Г. Гельмгольц в своей теории соединяет зрительное восприятие с опытом человека: глаз производит свои умозаключения не сам по себе, а опираясь на опыт воспринимающего человека. Без этого опыта зрение не может существовать. Теория иероглифов говорит о том же: только наш опыт помогает расшифровывать то, что нам передает образ-иероглиф. Конечно, надо еще ответить на вопрос, насколько адекватной является такая расшифровка.
Теория Г. Гельмгольца представляет собой попытку совмещения теории специфических энергий органов чувств с постулатами позитивной науки. При этом Гельмгольц обращает свое внимание не на психофизиологическую, а на психофизическую проблему - на соотношение мира внешнего и мира внутреннего. Гельмгольц был профессиональным офтальмологом, но в психологии его интересовало не физиологическое устройство глаза и не устройство самого внутреннего мира. Главное — выяснение общих законов, которым подчинена связь внешнего мира и опыта человека. Отсюда, наверное, интерес Гельмгольца к физике. В частности, его считают соавтором открытия закона сохранения энергии.