Достижения науки часто связаны с правильно выбранным методом. Так же обстоит дело и в психологии. Метод – это опосредованная деятельностью человека совокупность правил и принципов, рационально организованная с целью достижения определенного результата. Ключевое словосочетание здесь – «рационально организованная». Иными словами, метод это такая деятельность человека, которая требует определенных усилий по организации своей исследовательской деятельности. Эти усилия могут быть более или менее значительными – от рациональной организации наблюдения до планирования экспериментальной ситуации. Но такие усилия всегда есть.
Во второй половине XX века психологию почти полностью заполнили исследования, проведенные при помощи разнообразных экспериментальных методик. Это было связано с появлением нового для психологии направления – когнитивизма. Правда были и другие причины. Но во многом именно когнитивная психология стала проводником экспериментального метода в психологии.
Это, конечно не означало исключения других психологических методов. Самыми первыми методами изучения психологических явлений были наблюдение, самонаблюдение и опрос.
Метод наблюдения в психологии является одним из самых старых и на первый взгляд наиболее простых. Он основывается на планомерном наблюдении за деятельностью людей, которое проводится в обычных жизненных условиях без какого-либо преднамеренного вмешательства со стороны наблюдателя. Наблюдение в психологии предполагает полное и точное описание наблюдаемых явлений, а также их психологическое толкование. Именно в этом заключается главная цель психологического наблюдения: оно должно, исходя из явлений, раскрыть их психологическое содержание.
Наблюдение по своему содержанию очень близко к другому методу - самонаблюдению. Самонаблюдение, т. е. наблюдение за своими переживаниями, является одним из специфических методов, применяемых только в психологии. Следует отметить, что данный метод помимо преимуществ обладает целым рядом недостатков. Во-первых, наблюдать свои переживания очень трудно. Они или изменяются под влиянием наблюдения, или совсем прекращаются. Во-вторых, при самонаблюдении очень трудно избежать субъективизма, поскольку наше восприятие происходящего имеет субъективную окраску. В-третьих, при самонаблюдении трудно выразить некоторые оттенки наших переживаний. Тем не менее, метод самонаблюдения очень важен для психолога. Сталкиваясь на практике с поведением других людей, психолог стремится понять его психологическое содержание. При этом в большинстве случаев он обращается к своему опыту, в том числе и к анализу своих переживаний. Поэтому, для того чтобы успешно работать, психолог должен научиться объективно оценивать свое состояние и свои переживания.
Метод самонаблюдения очень часто используется совместно с методом опроса, т.е. на получении необходимой информации от самих обследуемых путем вопросов и ответов.
Еще один метод психологии – тестирование. Тестирование – метод, который позволяет выявить уровень знаний, умений, навыков, способностей и других качеств личности, а также их соответствие определенным нормам путем анализа способов выполнения испытуемым ряда специальных заданий (тестов).
Разновидностью тестирования являются так называемые проективные тесты, которые обычно предназначены для изучения тех психологических и поведенческих особенностей человека, которые им слабо осознаются или вызывают к себе с его стороны крайне отрицательное отношение.
В основе проективных тестов лежит механизм проекции, согласно которому не осознаваемые человеком положительные и особенно отрицательные характеристики он склонен приписывать не себе, а другим людям, «проецировать» их на других.
Еще один психологический метод - метод беседы. В психологической беседе происходит прямое взаимодействие психолога и респондента в форме устного обмена информацией. Метод беседы широко применяется в психотерапии. Его также часто используют в качестве самостоятельного метода в консультативной, политической, юридической психологии.
Разновидностью беседы, в ходе которой исследователь задаёт вопросы своим собеседникам и получает от них ответы, является интервью. В основe интервью лежит беседа. Однако здесь роли собеседников закреплены, а цели ее заданы программой и задачами психологического исследования.
Есть и другие методы, которые не очень часто применяются. Например, те психологи, которые склонны к исследовательской работе, применяют психологическое консультирование и психотерапию не только как возможность оказания помощи людям, но и как способ исследования. В этом случае они анализируют ход психотерапевтической сессии и пытаются сделать научные выводы на основании этой работы.
Еще один вариант предложил известный советский психолог Л.С.Выготский. Он считал, что не в эксперименте психологи могут получить новые знания, а в теоретическом выделении в предмете особой части, которая содержала бы в себе основные свойства предмета. Такую часть он называл единицей психологического анализа, а метод - методом анализа по единицам.
В 20 веке большое распространение получила особая форма метода - так называемый генетический метод. Генетический метод – это способ исследования и объяснения явлений (в том числе психических), основанный на анализе их развития как в онтогенетическом, так и филогенетическом планах. Иными словами, психолог берет испытуемых и проводит определенные исследования с этими людьми на протяжении долгого периода. Например, берется группа детей и с ними проводятся какие-то опыты. Затем с этими же испытуемыми те же опыты повторяются через пять, десять, пятнадцать лет. Иногда такое исследование проводится в течение многих десятилетий. Продолжительность такого генетического исследования, конечно ограничено жизнью самого исследователя, возможностью поиска испытуемых – их жизнь может занести далеко от исследователя, да и интересы самого исследователя могут измениться, и опыт прекращается.
Но все же наиболее важное место в психологии занимает эксперимент. Это - объективный психологический метод, основанный на создании искусственной ситуации, в которой изучаемое свойство выделяется, проявляется и оценивается лучше всего. Главным достоинством эксперимента является то, что он позволяет надежнее других психологических методов делать выводы о причинно-следственных связях исследуемого феномена с другими феноменами, научно объяснить происхождение явления и его развитие. Имеются две основные разновидности эксперимента: лабораторный и естественный. Они отличаются друг от друга условиями проведения эксперимента.
Лабораторный эксперимент предполагает создание искусственной ситуации, в которой изучаемое свойство может быть лучше всего оценено. Естественный эксперимент организуется и проводится в обычных жизненных условиях, где экспериментатор не вмешивается в ход происходящих событий, фиксируя их такими, какие они есть. Данные, получаемые в естественном эксперименте, лучше всего соответствуют типичному жизненному поведению людей. Однако следует иметь в виду, что результаты естественного эксперимента не всегда точны из-за отсутствия у экспериментатора возможности строгого контроля за влиянием разнообразных факторов на изучаемое свойство. С этой точки зрения лабораторный эксперимент выигрывает в точности, но при этом уступает в степени соответствия жизненной ситуации.
Именно точность, которая позволяет получить наиболее достоверные результаты, и стала тем фактором, который стал определяющим в выборе метода психологами XX века. С другой же стороны, именно такая точность стала предметом критики со стороны многих ученых. Так, примерно в то же время, что и когнитивизм, появилось другое направление (экзистенциально-гуманистическая психология), представители которого заявляли, что лабораторный эксперимент в принципе не применим в психологии, поскольку основная задача этого метода – выделение отдельной части (свойства) предмета и воздействие на эту часть. Но в психологии такой подход не может быть использован, говорили экзистенциально-гуманистические психологи, поскольку ее предметом являются глубинные переживания человека – радость, любовь, горе, счастье и т.д. – которые, разумеется, не могут быть разложены на части и поэтому должны исследоваться как-то по-другому.
Так и живет психология: применяя, конечно, разнообразные методы и споря о границах их применения.