Область психологического широка и многообразна: это и отражение простейшими животными тех отдельных свойств окружающей среды, которые оказываются значимыми для поиска жизненно важных веществ, и сознательные представления сложных связей природного и социального мира, в котором живет и действует человек.
В психологии, понятно, изучают не только сознание. Более широкое понятие - психика. В рамках современных научных представлений психика - наиболее емкое, родовое понятие. Иными словами, кроме сознания, существуют и неосознаваемые психические явления.
Некоторые психологи рассматривают психику как уровневое образование: сознание – душа – дух. В данном случае понятие «сознание» - шире, содержательнее, чем понятие «душа». Душа с этой точки зрения - это не все сознание, а преимущественно его высший уровень. Недаром в языке существует слово «душевность» - это человеческое отношение к тому, что нас окружает. Еще более высокий уровень - духовность. В религиях это близость к Богу. В нерелигиозном контексте, в частности, в психологии, к духовности ближе всего совесть, нравственность.
Но все же понятия «душа», «дух» не часто встречаются в психологических исследованиях - чаще психологи, когда говорят о высшей форме психики, необходимой для организации жизни людей, применяют термин «сознание». Поэтому понятие «сознание» - строже и, в этом смысле, конкретнее других понятий.
Одним из главных признаков сознания является его направленность на внешний мир, или как принято говорить в науке, его интенциональность. Сознание (и знание, и переживание) всегда предметно. Действительно, мы сознаем наш мир, только если осознаем какие-то предметы. Просыпаясь утром мы видим свет, слышим какие-то голоса, может быть, ощущаем какие-то запахи. Одним словом, мы воспринимаем что-то, иначе мы не говорили бы о сознании. Это очевидно по отношению к знанию, но не менее истинно по отношению к переживаниям. Возможно мы начинаем испытывать какие-то эмоции, нам грустно или радостно. И только тогда мы можем говорить о наличии сознания. Одним словом, мы говорим, что сознание всегда интенционально, то есть предметно.
Но предметность сознания выражается не только и не столько по отношению к отдельным предметам, но по отношению к социуму. Наивные представления о предмете человеческого познания, предмете какой-либо науки заключаются в том, что каждая наука изучает определенный круг вещей и их свойства. Но на самом деле это не так. Предмет науки - это вещь, взятая в известной системе отношений, в известном взаимодействии. Еще лучше сказать - в каком-то движении. И каждая наука изучает то, как вещь проявляется в этих особых отношениях и связях, этих взаимодействиях, в этом движении, движении материи. Значит, не с вещами имеет дело наука, а с вещами, взятыми в тех или иных отношениях, в той или другой логике: в логике истории, развития культуры они получают одну характеристику, а в логике, например, технологического анализа - иную характеристику. Поэтому можно сказать: сознание социально. Иными словами, сознание данного человека всегда связано с тем социальным контекстом, в котором оно существует, с другими людьми. Это еще одно свойство сознания.
Еще один признак сознания – его реальность. Психика (в том числе, сознание) – реальный продукт эволюции. Поэтому сознание реально. Если мы хотим оставаться на научной точке зрения, то должны признать, что все в этом мире не может возникнуть вдруг, по мановению волшебства или по воле божества. Поэтому и сознание должно иметь какие-то свои генетические (исторические) корни, возникнуть из какой-то иной формы мира. И этот вопрос также занимает психологов: откуда сознание.
Наконец, еще одним признаком сознания является его активность. В этом случае психология исходит из того, что сознание человека представляет собой форму, получившую свое существование из иных живых форм. Значит и сознание – живой организм, а, значит, обладает активностью. Сознание не является только реакцией на внешние раздражители, но, как и любое живое образование, должно иметь свои источники развития, должно быть активным.
Все перечисленные особенности сознания сегодня активно исследуются в психологии, которая, конечно, вовсе не сводится к психоанализу, который, по какому-то странному стечению обстоятельств, сегодня принимается огромной массой людей, слабо разбирающихся в профессии психолога, чуть ли не за психологию в целом.
Разумеется, есть еще множество психологических проблем, которые исследуются современной психологией и о которых почему-то мало знают люди. Думаю, доля вины лежит и на самих психологах, плохо популяризирующих свою работу.
Но об этом – потом.