Эссе, посвященное принципам принятия решений юными политиками (см.
https://yandex.ru/q/article/kalkuliator_dlia_okonchatelnykh_raschetov_b91e5afc/ ) мы завершили рекомендацией полистать книгу мудрой бабушки Е.С.Вентцель, долго преподававшей в знаменитой и приснопамятной Академии ВВС им. Жуковского. Книга называется «Исследование операций: задачи, принципы, методология». Об этой мудрейшей женщине рассказывают, что однажды при приемке группы образцов вооружений их стали сравнивать по критерию «эффективность/стоимость». Елена Сергеевна не сдержалась: «По критерию эффективность/стоимость можно подешевле проиграть войну». Мудро, ибо правильный выбор критерия – половина успеха при решении любой задачи. Вторая половина — это набор законов-аксиом, на основании которых можно строить целенаправленные логические суждения. А.Н. Колмогоров и Д. Гилберт называли этот набор аксиоматикой. В продолжение темы здравомыслия в политике «не пора ли нам замахнуться на» Георга нашего Гегеля, отшлифованного до трех законов диалектики замечательным пруссаком Ф.Энгельсом. Замах будет скорее приветственным взмахом, ибо к этим трем великим законам по убогости нашей рискнем добавить всего лишь еще два.
Закон сохранения энергии (Ломоносова-Гельмгольца). «Если система является замкнутой, то её энергия сохраняется в этой системе на протяжении времени, в течение которого система будет являться замкнутой» (современная трактовка).
Закон наименьшего действия (Аристотеля-Гамильтона) «Когда в природе происходит некоторое изменение, энергия (количество действия), необходимая для этого изменения, является наименьшей возможной». (трактовка Эйлера-Мопертюи)
Расширив таким образом исходную аксиоматику можно формулировать весьма занимательные социологические теоремы из области социального управления Принимая во внимание, что ментальность человека за последние 5000 лет не поменялась и «изобретатель колеса был гениален как Эйнштейн», сочтем возможным доказательства их свести к цитированию адекватных перлов народной мудрости, воспетой С. Михалковым. Но сначала пара определений из Энциклопедического словаря
https://yandex.ru/q/article/polishutochki_22fa3762/ и не только оттуда.
1.Управление есть последовательность решений, реализация которых ведет к достижению заданной цели (качеству, значению целевой функции). Т.е. управление есть целенаправленное воздействие на объект управления.
2. Неопределённость (некомпетентность) – незнание; нормальное состояние биологической особи (БО) вида человек (Ч), выражаемая идиомами типа: «А хрен его знает», «А мне фиолетово», «Да пропади оно пропадом». А также частицами авось и небось.
3. Оптимальность – все что хорошо в определенном смысле (по заданному критерию). Однозначное понятие для политиканов в силу однозначности их логики. Смотри «цифровизация». Вне мира политики определяется философской притчей «Что такое хорошо и что такое плохо» в рамках учения футуриста В. Маяковского.
Этих трех определений достаточно, чтобы сформулировать основные положения управления неким произвольным социумом.
Лемма управления. Краткая формулировка: в условиях абсолютно полной априорной неопределенности любое решение является оптимальным. Т.е. для произвольного иерархического социума (управляемой совокупности БО) в условиях полной априорной неопределенности любое вынужденное решение (управляющее воздействие, стратегия) является оптимальным по любому критерию. Доказательство. Вслепую бросая камень всегда попадаешь в центр круга. Плюнь куда хошь, - в дурака попадешь. Авось да небось — хоть вовсе брось. Моя хата с краю, я ничего не знаю.
Следствие 1 (о волоките). В условиях абсолютной и полной априорной неопределенности, и отсутствия принуждения непринятие решения является оптимальной стратегией. Не спеши, а то успеешь. Не зная броду не суйся в воду. Поспешишь – людей насмешишь. Время терпит.
Приведенная выше лемма позволяет перейти к одному из основных законов управления обществом, представленному следующей теоремой.
Закон ущербного управления.
Теорема великого вождя. Краткая формулировка: априорная неопределенность в обществе есть достаточное условие появления вождя всех времен и народов. Т.е. произвольная БО, достигшая определенного иерархического уровня, при наличии в обществе состояния полной априорной неопределенности, автоматически становится творцом только оптимальных (гениальных) решений. Среди слепых и одноглазый король. Сиди и жди, пока придут вожди. Первый в совете — первый в ответе. Без пастуха и овцы не стадо. Иной начальник и не стоит лыка, а ставь его за велика.
Следствие 1 (о кризисе управления). Любая последовательность решений великого вождя в условиях полной априорной неопределенности есть условие недостижимости целей управления на произвольном временном интервале. К чему стремился, того и добился. Не тот стрелок, кто стреляет, а тот, кто в цель попадает. Глаз как у сокола, а не попадает и около. На миру смерть красна; а была ли цель ясна? Время не семя, не выведет племя.
Следствие 2 (о примитивности). В любом обществе отсутствие целей управления есть достаточное условие появление великого вождя как БО. На миру смерть красна; а была ли цель ясна? Где хороший отец, там и сын молодец. Дураков стадо — пастуха надо. Простой мужик тянуть лямку привык. Чего не знаешь, за то не отвечаешь. На Руси всякой власти до страсти. Дай дуракам власти, развалят Русь на части. Когда власть делили, нас позвать забыли.
В заключении напрашивается еще одно следствие. Следствие 3. Хочешь быть великим вождем- создай в обществе условия полной неопределенности. P.S. Условия замены неопределенности дезинформацией в эссе не рассматриваются. Более подробно –смотри «Законы Паркинсона».