Свойства общества определяются не идеологическими декларациями, а способом производства, на котором он построен. А экономическая эффективность и гуманизм - разные вещи. Когда-то наиболее эффективным было и рабовладение (для господства капитализма в то время не было технической базы, хотя наемный труд тоже существовал).
Современные производительные силы пока могут функционировать только на делении людей на работодателей, распоряжающихся средствами, процессом и результатами производства, и - наемных рабочих, которые могут распоряжаться, и то в ограниченных пределах, только тем, кому продать свою рабочую силу. Эти группы населения имеют разные интересы, причем рабочие не имеют влияния на то, в какой степени их интересы будут учитываться: общественными ресурсами распоряжаются не они. А работодатель реально заинтересован в реализации интересов рабочих ровно в той мере и только в тех аспектах, в каких это совпадает с обеспечением их работоспособности, квалификации и лояльности в достаточном для производственных нужд размере.
Принципы либерализма декларируют то, чего не хватало работодателям в условиях феодализма для полноценного функционирования капитализма, но они не декларируют например свободу личности от ограничений, которые на нее накладывает положение наемного рабочего, приоритет индивида по отношению к капиталу, необходимости обеспечения права рабочих на самореализацию (это право только декларируется).. Наоборот, эти принципы декларируют еще и защиту интересов обладателя частной собственности от вмешательства государства. То есть фактически охраняют все отличия интересов частника-работодателя от гуманизма.
Но гуманизм не может быть обеспечен и передачей функций и возможностей работодателя государству, то есть - государственным капитализмом. Я уже как-то
объяснял, почему нынешний способ производства не может гарантировать компетентность людей, занимающих высокие посты в государстве. Но те же причины в еще большей степени относятся к их порядочности, добросовестности, ориентации на гуманистические ценности. Для государства в качестве работодателя разница между интересами работодателя и наемного рабочего действует практически в той же мере, что и для работодателя-частника. Более того, государство в гораздо меньшей степени сковано в реализации своих интересов за счет интересов рабочего соображениями прибыли, а средств для этого имеет гораздо больше. (Если же говорить об эффективности, то государство способно более эффективно концентрировать усилия и ресурсы для решения задач государственного масштаба, - эффективно в смысле и масштабов, и целенаправленности (не ограничивают соображения выгоды), и экономичности. Но оно нуждается и в достаточно развитом свободном рынке для компенсации неизбежных ошибок чиновничества и снабжения их ориентирами, которые обеспечивает "автоматика" рынка, - чем пренебрегал "социализм" 20-го века).
Единственное, на чем держится гуманизм в государственном капитализме, - это добрая воля тех чиновников, которым удается сохранить добросовестность и озабоченность интересами "простого народа" (демократия, если что, этого обеспечить
не может). Но и их возможности ограничены "государственными интересами" и тем обстоятельством, что единственным источником свободы государства в их реализации является прибавочный продукт, - превышение объемов производимого рабочими над затратами, необходимыми для воспроизводства их рабочей силы.
Все это означает, что действительно гуманистическим общество, основанное на нынешнем способе производства, быть не может.
Для реализации принципов гуманизма необходимо развитие производительных сил до уровня, при котором непосредственный производитель как минимум станет экономически независимым от работодателя (если его еще можно будет рассматривать как работодателя) и сам будет субъектом экономического развития, а люди, которые возьмут на себя организационные функции, потеряют возможность подчинять деятельность других людей своей воле (я отличаю это от их согласия выполнять решения организатора процесса). Я думаю, что экономические условия для этого практически
созрели (основные обоснования и описания механизмов по ссылке - в моих
комментариях, - пять текстов на данный момент).