Роман о великой любви
Книга четвертая
Глава сто двадцатая
И ни слова о любви
Глава сто двадцатая И ни слова о любви
На следующее утро Великая Мария вместе со своей служанкой Сарой отправились в порт, чтобы отплыть в город, считавшийся на территориях всех трех Галлий вторым после Афин центром науки и искусств. После полудня от южного побережья Прованса отошло торговое судно. Имея береговую линию в качестве ориентира, оно вскоре взяло курс на Массалию. На судне, помимо каюты капитана, имелась ещё одна каюта. Эта каюта находилась под деревянной лестницей, ведущей из трюма на палубу. В ней и разместились наши героини. Теперь позвольте сказать два слова о поистине героической судьбе того города, куда обе наши героини направлялись. Если мы откроем книгу Аристотеля «Массалиотская полития», то узнаем, что город Массалия основали греки-фокейцы, жившие в шестом веке до нашей эры. Причиной его основания стала то ли женитьба грека-фокейца на дочери местного царя, то ли город основали греки, бежавшие из Фокеи от власти персидского шаха. Как бы там ни было, но дела у бывших греков-фокийцев шли очень успешно. Им вскоре позавидовали местные жители, решившие прогнать пришельцев. Во главе завистников стоял сын местного царя. Козни царевича были разоблачены местной жительницей, пожалевшей несчастных греков-фокейцев, среди которых был её любовник. Благодарные греки дали новому городу имя своей спасительницы. Женщину звали Массалия. Дальнейшая греческая колонизация носила преимущественно торгово-ремесленный характер. В связи с чем аборигенов-завистников требовалось превратить в сотрудников. Сперва в Афинах, а затем и в Массалии образовались два научных центра. Уважая греческую науку и искусство, римляне, захватившие через триста лет греческие земли, вернули этим двум городам статусы городов-полисов. Ни Афины, ни Массалия не платили римлянам никаких налогов, используя для исполнения пунктов общественного договора греческие законы. Вскоре греческий язык стал предпочтительным для общения и делопроизводства по всей Римской империи. И все же коварная судьба сыграла с Массалией свою злую шутку. Приняв в ходе войны между Юлием Цезарем и Помпеем сторону второго, Массалия проиграла войну и была разграблена воинами Юлия Цезаря, потеряв при этом статус вольного города. Но ей удалось сохранить славу центра философской мысли. Многие столетия на главной площади этого города один раз в неделю собирались философы и поэты, чтобы продемонстрировать жителям Массалии свои научные и поэтические дары. Тон в философских спорах задавали, как правило, стоики. Последователи философа Зенона Китийского. Не отвергая земные блага, стоики верили в то, что ни богатство, ни власть не могут сделать человека счастливым. Счастливым его способна сделать только чистая совесть. О любви в философии стоиков речи никогда не шло. Их начало, именуемое Логосом, не имело и не могло иметь личностного бытия. Убежденность в том, что инструментом, преобразующим человека и мир, является любовь, стоики напрочь отвергали. Ну, вроде бы, и хватит. О том как жила Массалия в первой половине первого века читатель сможет узнать из последующих глав. Пока же заметим. Средство массовой информации у жителей древнего мира было одно – это рынок. Туда и отправились обе наши героини, прибыв на корабле в славный город Массалию.