Когда-то наставников уважали, общество их ценило и достойно вознаграждало их. А сами наставники боролись за свою репутацию и всеми силами развивали свое искусство, чтобы преумножить его и передать достойным ученикам. Наставниками были опытные мастера в своей сфере, с багажом знаний, умений, различных техник и т.п. Деньги стояли для них не на первом месте, т.к. они своим трудом могли себе позволить заработать многое. Но тем не менее, обучение у них также стоило не дешево, т.к. они знали цену своему времени.
И если ученик к ним попадался нерадивый, его гнали в шею. Лояльно лишь относились к тем, кто не обладал талантом, но имел большое желание, либо старались изначально набирать себе талантливых учеников. Но даже талант не был препятствием, чтобы отказаться обучать нерадивого ученика.
Сейчас в эпоху интернета, массового образования многое изменилось. Знания стали доступнее. Но при этом появился конвейр. Школы не терпят индивидуальность (за редкими исключениями), обучение ведется по общим программам. А из университетов выходят специалисты, с минимальной профильной практикой (а то и с ее отсутствием). И потом молодые специалисты практику получают уже самостоятельно, учась у коллег, интернета и т.д.
Да есть конечно и сейчас - тренеры, репетиторы, курсы и т.п. Но самых важных параметров нет:
- нет желания у наставников преумножать свои знания (как обучились в свое время, так почти всю жизнь и идут, с минимальным развитием)
- желания передать знания достойным ученикам (за деньги терпят кого-угодно)
- желания учеников получить эти знания (слишком они доступны и куча вспомогательных инструментов есть, что-то из разряда "зачем грамотно писать, когда можно надиктовать, и ИИ все грамотно само сделает, или ворд подчеркнет ошибку и предложит исправление")
Конечно, в отдельных частных случаях все это есть. Но очень редко. Чаще всего чего-то не хватает. Либо наставнику плевать, выучит его материалы ученик или нет (лишь бы платили деньги, или отработать свой день), плевать на то как хорошо ученик все поймет, плевать на его желание учиться. Вместо того, чтобы гнать в шею бестолочь, терпят. Это же теперь услуга)) А не возможность передать свое знание достойному. Так и с другой стороны, ученики (детки, да и взрослые) - не ценят. Ведь для многих это не возможность получить знание, а принудиловка (пусть даже навеянная обществом).
Может это ложное ощущение, т.к. людей стало гораздо больше? Просто наставничество так эволюционировало?
Или может наставничество просто стало элитарным? Что вы думаете?