Святой Дух – Бог. Соответствующий и смысл у этого понятия.
Таково учение Православной Церкви, которое она получила от апостолов и хранит до этого дня уже около 2000 лет.
Церковь хранит веру в то, что Бог – одно существо, но познаваемое в трёх личностях: Отец, Сын и Святой Дух. Не три Бога, а один. Личность – то, кому мы можем сказать "ты".
Так Церковь Христова верила всегда и верит сегодня. Почти сразу, ещё при апостолах, появляются ложные учения, которые Церковь осуждает, вынужденно вырабатывая более точные словесные определения того, во что она всегда верила. Нужно как-то объяснять людям, как это так:
- Бог один и три;
- Бог одновременно Бог и человек.
Поэтому, собираясь вместе, Церковь по мере появления ложных учений выработала такие определения в отношении Бога как "одно существо" и "три лица". Это нужно для объяснения людям во избежание искажений веры.
Вера же простая:
- Отец – Бог,
- Сын – Бог,
- Святой Дух – Бог.
- При этом, Бог один.
***
Со II в. Церковь Христова усваивает себе понятие Православия, т.е. хранящая правильную веру и правильно прославляющая Бога. Подробнее с историческими цитатами и источниками
описал здесь, в комментариях.
Как минимум первую тысячу лет Церковь хранит единую веру в триединого Бога. Да, возникали ложные учения, иногда разрастающиеся до огромных масштабов, но все они были побеждены, когда Церковь собиралась вместе на Вселенские Соборы. Все Вселенские Соборы собирались только по причине появления ложных учений. И вся Церковь собиралась вместе, чтобы засвидетельствовать свою всеобщую веру, осуждая новую ересь.
Условно в 1054 г. от Церкви из-за искажения веры и взглядов на устройство Церкви откалывается одна из общин – Римская Церковь (сегодня – католики). Подробнее
описал там же. Но и Католицизм до этого дня хранит веру в триединого Бога.
В XVI в. в Европе зарождается анти-католическое движение (Реформация), которое обоснованно боролось с искажениями веры в Католицизме и рядом других злоупотреблений священства и папства. Разные люди в Европе, по собственной инициативе взяли в Церкви рождённое в ней Священное Писание и решили на его основе воссоздать апостольское вероучение и создать новую церковь.
В следствии такого подхода, родилось и рождается до этого дня огромное число пониманий этого Священного Писания с созданием отдельных церквей (деноминаций) и собственных вероучений. Но и это движение приняло от католичества веру в триединого Бога.
Реформация запустила цепную реакцию – серию самовольного создания церквей и вероучений и собственного понимания Священного Писания.
Параллельно, в меньшинстве развиваются протестантские движения с унитарными взглядами на Бога (только одна личность).
В XIX в. появляется ряд новых организаций и учений, которые либо отрицают троичность Бога, либо отрицают божественное достоинство и саму личность Святого Духа, а иногда и божественное достоинство Иисуса Христа.
Данные учения могут понимать Святого Духа как ту же личность, что и Отец, что и Сын, либо понимать Святого Духа как некие отношения, чувство или силу. Иисуса Христа же понимают как обычного человека, пророка, духа, и проч. В общем, в этот период появляется огромное множество новых учений и каждое чем-то выделяется.
Примером таких учений является запрещённая в России тоталитарная секта Свидетели Иеговы (иеговисты), которые утверждают, что Святой Дух – сила Бога, а Иисус Христос – человек, но не Бог, первое древнейшее создание Бога. К слову, эта организация уже не один раз устанавливала точную дату конца света, который так и не наступил.
Другой пример, ряд появившихся в XX в. организаций пятидесятников-единственников, утверждающих, что Отец, Сын и Святой Дух – одно лицо одного Бога. Т.е. отрицают троичность в традиционном её понимании.
Подавляющее большинство верующих в Иисуса Христа людей исповедуют традиционную веру в единого Бога, троичного в лицах: Отца, Сына и Святого Духа, утверждённую на Православных Вселенских Соборах первого тысячелетия нашей эры.