Еще раз про валютный курс). Номинальный валютный курс не является показателем развития страны. Очень хочется сказать, что раз рубль дороже доллара, то мы сильнее, но это не так.
Дело все в том, что в экономике не существует универсального эквивалента стоимости и все цены являются относительными. Курс — это одна из цен. Поэтому он, помимо всего прочего, отражает их масштаб. Проведите деноминацию, отбросьте два ноля и вы получите вместо условных 75 рублей — 75 копеек. Вряд ли это можно назвать победой.
Даже без деноминации относительные движения курса вверх и вниз не являются однозначно позитивными или негативными. При ослаблении курса выигрывают национальные товаропроизводители и это помогает импортозамещению, так как наши товары становятся дешевле импортных. При укреплении, наоборот, падает стоимость импорта. Однако это тоже может быть выгодно, так как дешевеет современное оборудование, которое нужно ввозить из-за рубежа. Поэтому «не все не так однозначно» ©.
Скорее я бы мерил развитие реальным ВВП на душу населения и долей страны в мировой экономике, торговле и финансах. Рублевым активам будут доверять, благодаря развитой диверсифицированной экономике. Если доля России в мировой торговле и финансах будет высокой, то рубль придется использовать в международных расчетах в той или степени. Так произошло с Китаем.
Для того, чтобы развитие стало возможным, нужны политические реформы. К тому же придется запастись терпением минимум лет на два-три десятилетия. Примерно столько ушло у Китая. При этом, конечно, не факт, что рубль будет стоить в номинальном выражени дешевле доллара. Это вообще вторичный вопрос.