Здравствуйте!
Да, правда, страдания могут развивать личность, так же, как могут и низвергнуть человека в тартарары.
Давайте разберемся, при каких условиях страдания могут развивать личность человека, а при каких могут сломать его, приведя к плачевному финалу. В своём ответе я опираюсь на концептуальные основы экзистенциального анализа Альфрида Лэнгле и материал его открытой лекции «Почему в страдании столько боли? Путь к внутренней свободе», источник здесь
Страдания - это то, что причиняет человеку боль, как на телесном, психическом, так и на духовном уровнях, лишая его подчас радости жизни. Однако, страдания являются и частью жизни, словно "соль в супе".
"Каждый человек переживает боль и страдания по-своему", отчасти поэтому страдания конкретного человека представляют собой своеобразный атлас или карту, дающую возможность понять, что есть его страдания и зачем они ему даны. Без этого, в отсутствии понимания, зачем всё это со мной происходит и что я могу с этим делать, велик риск впасть в глубокое отчаяние, хандру, способные только усилить боль непонятного нами страдания.
Страдания развивают личность, если в конечном результате они становятся приобретением и путем к внутренней свободе человека. Когда с вопросов "Почему я? Почему сейчас? За что? Почему так тяжело?", относящихся к теме справедливости страданий, человек смещает фокус своего внимания на субъективные Цель и Смысл своих страданий. Когда человек способен сам себе сказать, что он по своей воле находится с тем, что с ним происходит и что он переживает, "тогда боль перестает быть невыносимой". Такой взгляд на страдание является базовым постулатом экзистенциальной философии. "Страдание, которое действительно причиняет боль — это результат потери смысла".
Альфрид Лэнгле в своей лекции упоминает работу Альберта Камю о мифической фигуре, Сизифе ("Миф о Сизифе"). Приводя в пример абсурдность страданий Сизифа, без конца поднимающего огромный камень на вершину высокой горы, откуда он всё время скатывался, Камю обращает внимание на бессмысленность и безнадежность труда Сизифа, отсутствие видимого результата и мучения от понимания всего этого. "Необходимость жить в отсутствии смысла" было наказание богов.
С точки зрения Камю, чтобы уменьшить боль страданий, человек должен "проявить свою волю, находясь в страдании". Сизиф презирает выпавший ему жребий. Он заново наполняет свою жизнь новым смыслом, обращая тем самым страдания в радость. Таким образом, Сизифовы муки есть путь противостояния абсурдности мира.
Цитата из лекции:
"Совет, который можно было бы дать Сизифу, — делать насколько это возможно хорошо то, что он делает. Он мог бы сказать: «Хотя боги и дали мне этот бессмысленный указ, но я все же есть я. Я это приму. И это будет мой ответ богам». Я могу «изъять» себя из тяжести этой ситуации. Может быть, в общем это и бессмысленно, но внутри этих бессмысленных рамок я могу пережить нечто ценное, изменить установку, взгляд на ситуацию.
Камю идет еще дальше. В конце книги он пишет: нам следует представлять себе Сизифа, как очень счастливого человека. Ведь когда мы воспринимаем что-то как ценное, это делает страдание выносимым. Острота боли уходит.
Но если страдание является разрушающим, если в нем невозможно найти никакого смысла — ты попадаешь в тупик, видишь цель, но не видишь пути к ней — перенести его очень трудно. Мы устаем от жизни. Чувствуем себя потерянными. И в конечном итоге приходим к отчаянию от бессмысленности".
Человек может жить, несмотря на свои страдания. Потому что у него есть его жизнь, которую он проживает в рамках своих возможностей и ограничений, которые ему даны. У всех свои возможности и пределы. И я могу оставаться счастливой и радоваться жизни, если я фокусирую своё внимание на том, что я могу сделать в ситуации страдания и как я могу привнести в рамки своей жизни свободу и смысл, то есть как я буду справляться с тем, что мне дано. Если же я буду оставаться в позиции жертвы, например, обстоятельств, то подвергну тем самым себя еще в большую пучину боли, подведя себя к опасному краю пропасти.
PS А на вопрос, стоят ли эти страдания того, может дать ответ только сам страдающий.
Ага, наполнить жизнь самообманом. Катишь куда-то бессмысленный камень и сам себя обманываешь, что это тебе или кому-то нужно.