Широко распространено мнение, что причина - в желании уйти от налогов и платежей в российский бюджет. Это не совсем так, и это не главное.
Основная причина заморских регистраций - юридическая. Дело в том, что большинство воздушных судов находятся не в собственности наших авиакомпаний, а в лизинге - так просто выгоднее, чистая экономика. Таким образом, существуют компании-лизингодатели, по сути - инвесторы, покупающие самолёты на заводе и передающие их в лизинг, т.е. по сути - в аренду авиакомпаниям.
Зарегистрировать самолёт на территории эксплуатанта - в принципе, не проблема. Именно так поступают европейские и американские а/к, у которых воздушные суда также обычно в лизинге. Но, в отличие от Европы, в воздушном законодательстве России не создана детально проработанная нормативно-правовая база и отсутствуют четкие процедуры по вопросам поддержания летной годности воздушных судов. Проще сказать, бардак и бюрократия в этом вопросе.
"Поставить на учёт" самолёт выходит не просто дорого и сложно, но и очень долго, а затем сертификат лётной годности необходимо обновлять. Все эти законы, правила, ключевые люди и механизмы постоянно меняются. А авиакомпаниям нужны предсказуемость и гарантии - им летать нужно, пассажиров возить. Да и лизингодатели, по понятным причинам, избегают нашего реестра и эксплуатации самолетов по непонятным им правилам - в конце концов, они тоже несут ответственность за самолёты.
Кроме того в России нет чётких процедур по централизованной передаче информации об отказах, неисправностях и происшествиях при эксплуатации разработчикам и производителям. Обычно этим занимаются уполномоченные государственные органы гражданской авиации. У нас, несмотря на наличие таких организаций, никто не знает как и что делать.
Поэтому, самолёт регистрируется в реестрах тех юрисдикций, где пройти проверки, получить СЛГ, заплатить налоги и оформить все документы недорого, быстро и легко. Нужно оговориться, что на безопасность полётов это влияет только с лучшей стороны, так как даже на бермудских островах авиационные власти следят за документами очень серьезно.
Сейчас регистрируют в воздушном реестре РФ, в основном, те суда, что находятся в собственности авиакомпаний, и, по ряду причин - бизнес-джеты.
Скорее всего, со временем структура, компетенции органов ГА а также законодательство и процедуры будут приведены в порядок, и на всех наших самолётах появятся гордые буковки RA перед бортовым номером. За последние 5-7 лет в этом вопросе произошли значительные перемены к лучшему.
Почему то все суперджеты в России имеют российскую регистрацию и для них вышеописанное не является проблемой.