Учение о Деве Марии является в каком-то смысле продолжением и развитием христологии (учении о Христе). И православные, и католики почитают Марию из-за ее Сына. За основу был взят факт того, что Мария осталась девственницей навсегда ("приснодева" – вечная дева). Это очень раннее учение, которое церковью не оспаривалось.
Основа мариологии была заложена на Ефесском соборе 431 года, на котором велись споры о том, какое слово применять к Марии и можно ли называть ее "богородицей" (греч. "теотокос"). Несторий утверждал, что нет, но Ефесский собор утвердил противоположное мнение. Намерение состояло в том, чтобы превознести Младенца, рожденного Марией, а не ее саму, но затем этот факт лег в основу превознесения непосредственно Марии.
Молитвы Деве Марии стали популярны в церкви примерно с начала VII века. Затем к ней постепенно начало развиваться всё более возвышенное отношение. Учение об ее непорочном зачатии (не зачатии Иисуса, а зачатии самой Марии) стало важной доктриной в римском католицизме, будучи связанным с учением о первородном грехе (сама Мария была зачата, но избавлена от той порчи, которую несет первородный грех).
Доктрина о телесном вознесении Марии была провозглашена как догмат католической церкви только в 1950 году. Некоторые считают, что вознесение Марии и пребывание ее на небесах в статусе богоматери произошло еще до ее кончины, подобно тому, как это произошло с пророком Илией. Неофициальная версия учения состоит в том, что многие католики считают Марию "соискупительницей", подобной Христу. Папа Иоанн Павел II верил в это учение, и оно стало распространенным в католической церкви.