В языческую эпоху в славянских землях всех покойников кремировали. Чем выше был статус умершего, тем более сложным был обряд погребения праха.
"И аще кто умряше, творяху тризну надъ нимъ. И посемь сътворяху краду велику и въложаху на краду мьртвьца и съжьжаху и. Посемь, събравъше кости, въложаху в судину малу и поставляху на стълпе на путьх, еже творять вятичи и ныне. Сиже творяху обычая и кривичи и прочии погании, не ведуще закона божия, нъ творяще сами собе закон" - сообщает ПВЛ.
"Тризна" - это ристалище, боевые игры, призванные отогнать смерть от оставшихся в живых. "Крада велика" - погребальный костёр. Диаметр остающегося после сожжения кострища обычно составляет около 10 метров, а толщина спрессованного слоя золы и угля - 30-40 сантиметров. "Стълпъ" - небольшой деревянный сруб (1,5 на 2 м.), домовина с двускатной крышей (иногда с маленьким оконцем в одной из стен, иногда просто без четвёртой стены) и деревянной же оградой вокруг него. Обряд завершался насыпкой над местом сожжения кургана, иначе называемого сопкой, и "стравой" - поминальным пиром по умершему.
Традиция насыпания курганов появляется на окраинах славянского мира и у разных племен в разное время: от VI века на Волыни (в соседстве с аварами) и в бассейне Великой (в соседстве с финскими племенами) - до IX века на Верхнем Дону (в соседстве с кочевыми племенами Дикого Поля). В глубинных районах земли вятичей курганы появляются позже всего - в XI-XII веках. Очевидно, что связано это уже не с внешней угрозой, а с внутренней политикой христианизации.
Первое, что выдавало высокий статус погребённого - высота сопки. Чем выше статус - тем выше могила. Ведь курган скрывал не только прах усопшего, но и имущество, которое тот забирал с собой. Выше статус - больше погребаемых вместе с покойником вещей и, соответственно, больше размер домовины или ладьи, если смерть случилась на чужбине (в последнем случае домовина устраивалась уже на этой большой лодке). И, наконец, самое главное - славянин высокого статуса никогда не захоранивался в одиночестве. И я не жертвенных животных, сопровождавших покойника на тот свет, имею здесь в виду.
У славян-язычников практиковалось многожёнство и чем богаче был человек, тем больше у него было жён. Обычай предписывал одной из них добровольно продолжить супружеские отношения с покойным в потустороннем мире. Замена на рабыню-наложницу не допускалась. В знаменитой Чёрной Могиле под Черниговом были похоронены трое: князь, одна из его жён и, видимо, юный княжич (думать так позволяет захоронение вместе с ним небольшого шлема, небольшого турьего рога и сосуда с сотней игральных бабок-астрагалов и бронзовой битой).
Христианизация славян отразилась, прежде всего, на их погребальном обряде - кремация стала заменяться захоронением трупов. Но и от языческих обычаев крещёные славяне отказались далеко не сразу - в гробницах с трупоположениями (правда, иногда хоронили и в сидячем положении) конца IX-X веков сохранялись и "домики мёртвых" (срубы), и практика захоронения воинов вместе с их жёнами и осёдланными конями, и насыпка курганов над местом захоронения. Такие раннехристианские могилы были характерны как для Моравии на западе, так и для Руси на востоке. Для Руси в узком смысле этого слова - т.е. для окрестностей Киева, Чернигова, Стародуба и прочих городов "Русской земли".