Можно говорить о двух способах постижения мира (наука и искусство), но противопоставлять их нельзя. Искусство-это преимущественно образное постижение мира. Наука - это преимущественно рационально-логическое постижение мира. Однако в реальной деятельности, как отдельного человека, так и общества, эти способы составляют неразделимый синтез. Образное и понятийное мышление человека - две стороны единого познавательного процесса.
Художник творит. Образы в его сознания могут принимать самые различные и непредсказуемые формы. Однако потом всегда наступает этап материализации этих образов. И на данном этапе художник во многом зависит от свойств объектов реального мира.
Позвольте пример. У меня был знакомый - художник, который задался целью писать чёрной краской на чёрном фоне. "Зритель, - говорил он, - должен почувствовать вибрацию полотна, угадать образ, заключённый в полной черноте". Как Вы догадываетесь, зритель ничего не ощущал. Он видел перед собой чисто чёрное полотно. И всё. Здесь на этапе материализации художественный образ пришёл в противоречие с объективными свойствами человеческого восприятия, довольно хорошо описанными современной наукой.
Ещё пример. В далёком 1973 году мне довелось присутствовать на премьере 3-го концерта Р. Щедрина для фортепиано с оркестром. Партию фортепиано исполнял сам автор. Произведение это написано в форме вариаций. Но если в классических вариациях сначала звучит простая тема, а потом следуют её усложнения (вариации), то здесь было всё наоборот. Сначала звучали вариации от сложных к простым, а в завершении была представлена тема. Мысль автора понятна, но слушатели ничего не поняли, хотя в программках форма произведения была описана, и реагировали определённым образом. В самый кульминационный момент на паузе всего оркестра из зала прозвучал почти истеричный возглас: "Ужас!". Такова была реакция на нарушение принципов слухового восприятия.
А архитекторы, которые месяцами рассчитывают свои фантазии, приводя их в соответствие с современными научными данными!
С другой стороны, и учёные, прежде чем заниматься чисто логическими построениями в рамках гипотез, должны себе представить в общих чертах будущее научное открытие. "Чтобы сделать в науке открытие, ученым порой необходимо нестандартно рассмотреть изучаемые объекты и прийти к нетривиальным выводам, и в исследовательский процесс включаются выходящие за рамки рациональности и не соответствующие критериям научности моменты. Поэтому к совершению великих открытий гениев науки часто подталкивали их воображение, интуиция, внезапные озарения, подсознательные догадки и т. д.", - пишет исследователь науки (М. Изотов). Творческое вдохновение необходимо учёному так же, как и художнику. И это не просто один из способов работы с реальностью. Это суть мышления человека. "Схема треугольника не может существовать нигде, кроме как в мысли, и означает правило синтеза воображения в отношении чистых фигур в пространстве» (И. Кант). Подобные мысленные, воображаемые действия - это ещё и экономия энергии: "Мы экспериментируем в наших мыслях с меньшими затратами" (Э. Мах).
Известна история с открытием постоянной Планка - основной константы квантовой теории. В течение 5-ти лет учёный пытался решить проблему теплового излучения абсолютно чёрного тела с позиций классической физики. Но получилось тогда, когда он представил излучение "в виде отдельных капелек воды, капающих с крыши после дождя".