Винить - можно, по факту самого наличия такой возможности :)
Проблемы у подростков есть, как и в любом другом возрасте, и даже если некоторые из них придуманы, это не значит, что их не нужно решать и отмахиваться.
В возрастной психологии подростковый период (11-15 лет) характеризуется пубертатным кризисом, который связан с перестройкой организма ребенка – половым созреванием.
Начинаясь с кризиса, весь период обычно протекает трудно и для ребенка, и для близких ему взрослых. Поэтому подростковый возраст иногда называют затянувшимся кризисом.
Половое созревание зависит от эндокринных изменений в организме. Особенно важную роль в этом процессе играют гипофиз и щитовидная железа: они начинают выделять гормоны, стимулирующие работу большинства других эндокринных желез. Активизация и сложное взаимодействие гормонов роста и половых гормонов вызывают интенсивное физическое и физиологическое развитие.
Увеличиваются рост и вес ребенка:
- У мальчиков в среднем пик «скачка роста» приходится на 13 лет, а заканчивается после 15, иногда продолжаясь до 17.
- У девочек «скачок роста» обычно начинается и кончается на два года раньше.
Помимо половых различий, здесь велики и различия индивидуальные: у одних детей быстрый рост начинается тогда, когда у других он уже заканчивается.
В связи с быстрым развитием возникают трудности в функционировании сердца, легких, кровоснабжении головного мозга. Для подростков характерны перепады сосудистого и мышечного тонуса. Такие перепады вызывают быструю смену физического состояния и, соответственно, настроения.
Стремительно взрослеющий ребенок может часами гонять мяч или танцевать, почти не чувствуя физической нагрузки, а затем, в относительно спокойный период времени, буквально падать от усталости. Бодрость, азарт, радужные планы сменяются ощущением разбитости, печалью и полной пассивностью.
В подростковом возрасте эмоциональный фон становится неровным, нестабильным. Ребенок вынужден постоянно приспосабливаться к физическим и физиологическим изменениям, происходящим в его организме, переживать «гормональную бурю». Эмоциональную нестабильность усиливает сексуальное возбуждение, сопровождающее процесс полового созревания...
- Тяжелые эмоциональные реакции на изменения внешности у подростков смягчаются при теплых, доверительных отношениях с близкими взрослыми, которые должны проявлять понимание и тактичность. Для этого можно использовать метод диалога (присутствия): «Я сочувствую твоим переживаниям насчет внешности. Хотелось бы тебе помочь. Поделись, о чём больше всего волнуешься?» – и выслушать.
- И наоборот, бестактное замечание, подтверждающее худшие опасения, окрик или ирония («оторвись уже от зеркала!», «за пять минут твои прыщи не изменились» и т. п.) усугубляют пессимизм и дополнительно невротизируют.
Поглощенность собой, постоянная потребность оценивать себя делает подростка очень ранимым. Поведение, слова, чувства окружающих он воспринимает через пелену собственных эмоций. Многим кажется, что все вокруг только и делают, что наблюдают за ними, обсуждают внешность и поступки.
Существенно влияет на этот процесс система отношений, в которую включен ребенок, – признание или непризнание его взрослости родителями, учителями и сверстниками.
Чувство взрослости становится центральным новообразованием младшего подросткового возраста.
Подросток хочет понять, какой он есть на самом деле, и представляет себе, каким он хотел бы быть. Познать себя ему помогают друзья, в которых он смотрится, как в зеркало, в поисках сходства, и отчасти близкие взрослые.
- С родителями, имеющими неадекватные ожидания, в подростковом возрасте обычно утрачивается духовная близость. Подросток хочет сам решать, что ему нужно, и бунтует, отвергая чуждые ему требования. Если же при этом ему навязывают повышенную моральную ответственность, может развиться невроз.
- Гиперопека, жесткий контроль приводят к пассивности, несамостоятельности.
- Отсутствие контроля, когда подросток оказывается предоставленным самому себе, приводит к ощущению ненужности, привлечению внимания разными методами, подкреплению негативного фильтра восприятия и ответа окружению.