Всегда показатели качества формулирует потребитель. Если уж быть точнее, потребитель формирует критерий относительного качества: качество/цена. С другой стороны, в различных источниках указывается, что цена это одно из неотъемлемых качеств товаров и услуг. Но для удобства это качество выделяю отдельно, потому что базовое и удобное для сравнения.
Если качество вообще субъективный параметр, то цена нет. Она объективна. Поэтому принято деление потребителей по субъективному параметру качества. Например, инструмент делиться на бытовой и профессиональный. Для бытового инструмента не так важен вес. удобство и долговечность, в отличии от выполняемых функций и цены, поскольку предполагается редкое использование в различном качестве. В литературе разные товарные ниши (специализация) не привязываются напрямую к качеству, но по факту они именно ориентируется на субъективное для данной категории покупателей качество.
Часто в формировании показателя качества для конечного потребителя выступают различные специалисты, которые, например, занимаются монтажом, обслуживанием или ремонтом.
Так же показатель качества может иметь ступенчатую природу, когда исполнитель привлекает других на основании своих критериев для удовлетворение заказчика. Например, при сборке можно использовать детали различных фирм или при стройке заказывать выполнение специальных работ определенным фирмам.
Давно поднимается проблема избыточного качества, когда, например, срок службы отдельных деталей в несколько раз превышает срок службы изделия. С другой стороны, снижения срока эксплуатации или другие сознательные ограничения качества являются специальным приемом для увеличения прибыли и закладывается собственником, как потребителем результатов действия фирм. От таких нечистоплотных собственников страдает население, но в самых явных случаях суды штрафуют или иначе воздействуют на фирмы.
Труд тоже имеет свои критерия качества. Они обговорены множеством законов, которые формировались профсоюзами, депутатами, судьями, сотрудниками по техники безопасности и так далее. Кроме того существуют служебные инструкции и другие регламентирующие качество труда документы.