Я вижу так.
Во-первых, я уверен, офис будущего будет различаться для компаний и организаций, находящихся на разных уровнях развития. Это означает, что для каких-то индустрий офис исчезнет полностью, для каких-то существенно не изменится, а для каких-то станет другим. Я так полагаю, что вам интересно про последнее - каким другим станет офис, для тех кому он все еще будет нужен.
Есть такая концепция - eudaimonia machine. Ее высказал Кал Ньюпорт в книге "Deep Work". Eudaimonia Machine по-русски можно вольно перевести как машина счастья. В применении к офису - это архитектурная концепция, которая поддерживает идею о том, что форма следует за функцией. Представьте серию условных помещений, которые проводят человека через все более глубокие уровни мышления, достигая высшей точки в сфокусированной работе.
Таким образом, помещения и связанные с ними когнитивные стадии Eudaimonia Machine включают:
"Галерея" - для вдохновения.
"Салон" - для сотрудничества.
"Библиотека" - для исследования.
"Лаборатория" - для совместной работы
"Келья" - для сфокусированной работы.
Сейчас офис - это специфическое производство, которое построено исходя из интересов работодателя. Была бы его воля, все бы работали в "кельях" не разгибаясь. Работая с корпоративным заказчиком это очень хорошо чувствуется. Разве что в IT компаниях фокус несколько смещен на коллаборацию.
Моя мысль состоит не в том, что офис принципиально поменяется, а в том, что те стадии работы, которыми сейчас пренебрегают, станут равноправны со сфокусированной работой и найдут свое отражение в интерьере.
Выглядеть это может так:
- Сотрудник приходит на работу и его день начинается с вдохновения - он может увидеть и потрогать достижения компании и конкретных людей, возможно даже увидеть свой вклад. Сейчас это уже делают с помощью дисплеев, которые показывают метрики, я думаю дальше это будет только развиваться. Задача компании - увлечь работника, а не заставить. Увлечь и помочь гордиться можно через интерьерные решения. Эта функцию очень сложно реализовать на удаленке.
2.Далее человек попадает в места живого общения и обмена идеями. Это может быть кафетерий, место для стендапов и так далее. Я видел у одного заказчика - технологической компании - как один из инженеров подошел к другому и они просто стали обсуждать свое отношение к какой-то технической проблеме, не относящейся напрямую к работе. Есть куча бизнесов, где такой беспрепятственный обмен идеями очень важен. В западной литературе даже придумали термин - X-фактор - количество осмысленных взаимодействий, которое может испытать сотрудник за день. На удаленке организация таких взаимодействий очень сложное дело, кстати, потому что немалую роль играет стихийность.
- Воодушевившись и впитав идеи, человек попадает в пространство, где можно начать работать, готовиться к свой деятельности. Оно тоже совместное, но в нем действуют другие правила и оно уже связано непосредственно с работой. Это может быть буквально библиотека, но в более широком смысле это место для доступа к Базе Знаний всей организации. Это "помещение" может быть реализовано в виртуальном мире и быть доступным на удаленке, хотя важность живого взаимодействия все еще очень важна.
- Далее сотрудник переходит в пространство для групповой работы. В нем сотрудник уже непосредственно выполняет свои обязанности, но ту их часть, которая требует взаимодействия с другими людьми в формализованном рабочем процессе. Не со всеми, а уже конкретно со своей командой, трайбом, лидером. Это "помещение" как раз довольно просто перенести на удаленку, но все равно периодически нужно сталкивать людей вживую.
- Ну и завершается цикл в помещении для сосредоточенной работы, где сотруднику никто не может помешать и отвлечь. Учитывая, что сосредоточенной работы в принципе более 4-5 часов в день не бывает, это "помещение" может быть использовано совместно и скорее всего в офисе будущего оно и будет совместным. И тут интересно - в зависимости от условий конкретного человека, эту деятельность можно либо полностью перенести на удаленку, либо в принципе невозможно (если у него дома нет условий).
"Помещения" здесь не фактические планировочные решения, а система. Я вполне допускаю, что те же результаты могут достигаться организационными методами, а не планировочными или оформительскими методами. Или, например, что помещения формируются не только в пространстве, но и во времени - одно и то же помещение с утра галерея, днем - келья, вечером - салон.
Для дизайнера это будет означать следующее:
- Надо будет уметь отразить в пространственных и визуальных решениях не только фирменный стиль, а выразить глубинные ценности компании, если хотите смысл существования компании. Само по себе это реализуемо и сегодня, но требует качественно другого уровня осознания со стороны заказчика. Сам интерьер станет выражением миссии компании.
- Пространство офиса может стать гораздо более гибким и многосценарным. Эта многосценарность может выходить за рамки пространств для работы - офис вечером может превращаться в клуб буквально. Это потребует пересмотра и развития интерьерных решений, чтобы сделать трансформацию интуитивной и простой для пользователя.
- Я уверен, что традиционная система владения площадями (аренда, собственность) со временем трансформируется в более сложную и динамическую. Я представляю себе это так, что, например, каждый арендатор будет арендовать некоторую небольшую фиксированную часть площади, а остальная часть будет коммунальной - соседи будут ей пользоваться по необходимости и оплачивать аренду по фактическому использованию площади. Сегодня это переговорная компании А, завтра компании Б, а послезавтра зал для йоги. Это потребует существенного более сложного проектирования с моделированием и симуляцией возможных сценариев.
- Гибкость пространств и возможность множественного владения ими, как мне кажется, должна привести к совершенно иной системе идентификации пространства, возможности его кастомизации самими пользователями. Представьте, что офис может автоматически подстраиваться под требования микроарендаторов, которые меняются каждый день. Представьте 3D-видеомаппинг, который меняет визуальный образ пространства под каждую функцию, каждый сценарий. Возможно дизайнер интерьера офиса будущего будет больше похож на аниматора и видеоредактора, чем на иллюстратора и чертежника.